Как известно, в октябре 2018 года прокурор Отдела по особо важным делам Уголовно-правового департамента Генеральной прокуратуры принял решение о прекращении уголовного процесса № 12812000506 — в связи с тем, что в действиях Цукурса «не было констатировано состава преступления, предусмотренного 71-й статьей Уголовного Закона».
В заявлении с просьбой возобновить уголовный процесс против Герберта Цукурса указывается на новые существенные обстоятельства, ранее не известные Прокуратуре. В частности на свидетельства проживающего в Израиле частного лица, которое лично видело Цукурса и наблюдало за его действиями на территории Рижского гетто во время конвоирования узников в Румбулу к месту массовых расстрелов осенью 1941 года, а также на воспоминания Абрама Шапиро, которые предоставлены его наследниками.
Семья Шапиро была выселена Цукурсом из их квартиры, а в этой квартире поселился сам Цукурс, присвоив их вещи и имущество. 16-летний Абрам Шапиро был направлен Цукурсом на принудительные работы в гараж «команды Арайса». Кроме того, его специально приводили и заставляли играть на пианино, развлекая собиравшихся на попойки членов команды Арайса.
Отец Шапиро был в начале нацистской оккупации арестован, заключен в Центральную тюрьму и затем убит. Сам Абрам с матерью позднее попали в Рижское гетто, где мать погибла. После II Мировой войны г-н Шапиро поселился в США. Он скончался в 2013 году, и сегодня уже его наследники требуют признать их потерпевшими от преступных действий Цукурса, повлекших моральный и материальный ущерб семье Шапиро.
Совет еврейских общин Латвии при этом отмечает, что «помимо вновь открывшихся фактов и обстоятельств имеются другие многочисленные свидетельства преступных действий Цукурса, собранные и должным образом задокументированные в разных странах в послевоенный период. Совет еврейских общин Латвии считает, что, прокуратура отвергла эти свидетельства без рассмотрения их по существу. На эти факты и материалы имеются указания в поданном заявлении.
Вызывает удивление и то, что вопрос о преступном характере т. н. „команды Арайса“ в этом случае вообще не рассматривался.
В то время как бесспорно известно и доказано, что „команда Арайса“ находилась в прямом подчинении „Einsatzgruppe A“ — составной части СД („Sicherheitsdienst des Reichsführers SS“), которая была признана преступной организацией на Нюрнбергском трибунале и решением специального нюрнбергского „Процесса по делу айнзатцгрупп“.
К сожалению, практически все свидетели тех событий уже ушли из жизни. Однако это обстоятельство не должно являться препятствием для восстановления человеческой и исторической справедливости; следует бережно и ответственно отнестись к каждому новому факту, каждой возможности собрать новые доказательства и сведения, позволяющие установить истину.
Совет еврейских общин Латвии и потерпевшие просят возобновить уголовный процесс по преступлениям Цукурса, ибо имеются новые факты, документальные свидетельства и потерпевшие. Совет еврейских общин Латвии и потерпевшие рассчитывают на беспристрастное, скорое и транспарентное рассмотрение этого дела, которое должно учитывать ту практику, подходы и опыт, которую накопила мировая юстиция в делах о преступлениях против человечности, о нацистских преступлениях.
Со своей стороны, как Совет еврейских общин Латвии, так и потерпевшие готовы в рамках процесса оказать полное содействие и всемерную помощь».