“За событиями этого лета в Белоруссии начал следить еще в конце мая, когда там официально началась кампания президентских выборов, и у столиков сбора подписей отдельных кандидатов выстроились километровой длины очереди.
В политически замерзшей среде Белоруссии подобная неожиданная активность избирателей сразу привлекала внимание. Все далее произошедшее мне напомнило события лета 1988 года в Латвии, когда внезапно пробудились до того дремлющие народные силы и возродилась латышская нация.
Переломным пунктом в Латвии была полулегальная демонстрация в Риге 14 июня 1988 года, когда Константин Пупурс первый раз публично и открыто поднял красно-бело- красный флаг, с последующим пленумом ЦК КПЛ, на котором Рубикс, Клауценс и Соболев призывали ввести в Латвийской ССР чрезвычайное положение и разместить в Риге дислоцированные в Адажи части советской армии.
В то время рубиксовцы в руководстве компартии Латвии (и очевидно в Политбюро ЦК КПСС) остались в меньшинстве, что в большой мере также определило судьбу Латвии и СССР. Уже тремя месяцами позже сравнительно беспрепятственно удалось создать чрезвычайно массовый Народный Фронт Латвии, а дальнейшее было, как говорят, делом техники», - пишет автор.
«У белорусов этим летом были все возможности переломить ход истории и стать подлинной и сильной нацией, - вещает далее Б. Латковскис, - К сожалению надо признать, что нации рождаются в победах, а не в поражениях. Поэтому вопрос — о том, сколь сильна будет белорусская нация, по-прежнему открыт.
Еще раз хочу отметить, что не считаю белорусскую революцию проигранной, хотя в настоящий момент ее темп существенно замедлился. Режим диктатора Лукашенко в результате различных внутренних интриг или событий, инспирированных из Москвы, может пасть в любой момент, однако, даже если это произойдет, у этого, возможно, более не будет столь поднимающего нацию эффекта, который ощутил бы весь белорусский народ, если бы у него получилось диктатора свергнуть своими силами».
«Допускаю, что во время визита президента Франции Эммануэля Макрона также руководители нашего государства с ним обговаривали необходимость более консолидированной политики ЕС, если ЕС действительно желает играть значимую роль в мировой политике», - резюмирует Б. Латковскис.