Мне удалось убедить суд, что защита латышского языка - это нечто большее, чем просто борьба с другими языками. Среди прочего суд признал, что если на английском разрешено реализовывать только хорошие программы, а вот плохие и средние можно только на латышском, то это неуважение к госязыку, а не его защита.
Впервые суд признал нарушение Рамочной конвенции по правам нацменьшинств, указав, что как минимум филологические и культурологические программы должны быть без ограничений возможны на языках нацменьшинств.
Решение суда основано на том, что нельзя принимать решения о языковом регулировании в спешке и на основании одних только лозунгов. Поэтому закон признан неконституционным и сейму дано время до 1 июля 2024 года разработать новое регулирование".
"Суд практически полностью согласился с нашими аргументами, признал оспариваемые нормы противоречащими Сатверсме и обязал Сейм в течение года принять иное регулирование, соответствующее конституционным нормам и международным обязательствам Латвии, обеспечив право на образование, академическую свободу и автономию вузов (ст.112 и 113 Сатверсме), - добавил в своём комментарии на ФБ Борис Цилевич.
Существенно, что в своём решении КС сослался и на нормы Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Это важно, учитывая приближающееся рассмотрение дел об использовании языков в школьном образовании как в Конституционном суде, так и в Европейском суде по правам человека".
Решение суда - ТУТ.