Весь мир наблюдает за потрясающим действом, развернувшимся на наших глазах в Вашингтоне. Новоизбранный президент США Дональд Трамп, с 20 января — лидер свободного мира, сошелся в рукопашной схватке с американскими спецслужбами, призванными быть его правой рукой и бесценным инструментом.
Для предыдущей администрации Центральное разведывательное управление служило важной частью процесса принятия решений во внешнеполитической сфере. Новоизбранный президент Трамп относится к ЦРУ с откровенным презрением и даже отказывается от ежедневных обзоров ЦРУ — рапортов о вероятных угрозах и рисках — которые разведка предлагает президенту, действующему и только что избранного.
Дональд Трамп дал нам понять, что он думает о коллективном разуме спецслужб, когда во время предвыборной кампании сказал, что лучше всех генералов, вместе взятых, знает о происходящем на поле битвы против ДАИШ (запрещенная в РФ террористическая организация). Сейчас мы поняли, что он имел в виду.
Но пропасть между Трампом и спецслужбами увеличилась в конце минувшей недели, когда газета The Washington Post сообщила, что ЦРУ пришло к выводу о том, что Россия вмешивалась в избирательную кампанию 2016 года с целью помочь Трампу победить на президентских выборах.
До сих пор американские спецслужбы считали, что вмешательство ставило своей целью подрыв общего доверия граждан США к системе выборов. Подозрения по поводу благосклонного отношения Кремля к Трампу давно витали в воздухе, но на сей раз они получили официальное подтверждение. Дональд Трамп воспринял это, как вызов, брошенный спецслужбами его администрации, и он нескоро забудет это.
О плохих взаимоотношениях между Трампом и спецслужбами свидетельствует его реакция на публикацию The Washington Post: «О вмешательстве России в выборы (в пользу Трампа) говорят те же люди, кто ранее утверждал, что иракский диктатор Саддам Хусейн располагает оружием массового поражения. Выборы давно завершились победой с беспрецедентным перевесом в числе выборщиков. Пора двигаться дальше и восстановить величие США».
В интервью изданию Time новоизбранный президент сказал, что не верит во вмешательство русских в выборы. По его словам, хакеры могли быть русские, но могли быть и китайские, да и вообще взлом компютеров мог совершить какой-нибудь парень из Нью-Джерси.
Одновременно Трамп вынужден бороться с республиканскими конгрессменами, возмущенными все более примирительным отношением новоизбранного президента к России и ее президенту Владимиру Путину. Во время избирательной кампании Трамп не скрывал своей симпатии к Путину и открыто говорил, что, если российский лидер отзывается о нем хорошо, то и он отзывается о Путине так же.
«Путин — великий лидер. Он контролирует свою страну. Мне не нравится его система, но в российской системе Путин лучший лидер, чем Барак Обама (в американской системе)», — говорил Трамп.
Еще больше республиканцы возмутились предполагаемой кандидатурой на пост госсекретаря США в администрации Дональда Трампа — Рексом Тиллерсоном. Тиллерсон — генеральный директор крупнейшей энергетической компании мира ExxonMobil. Тиллерсон считается одним из самых больших друзей России в американских деловых кругах, поддерживающий тесные связи с Путиным.
В 1990-х годах он руководил проектом этой компании на острове Сахалин, и у него сложились хорошие отношения с Путиным. В 2011 году ExxonMobil подписала контракт с «Роснефтью», государственной нефтяной компанией России, о поиске и эксплуатации нефтяных месторождений в арктическом районе и в Сибири.
Два года спустя Владимир Путин наградил Рекса Тиллерсона Орденом Дружбы, самой высокой наградой, которую Россия присваивает иностранцам, добиваясь их благосклонности. ExxonMobil с тех пор успела обнаружить нефтяное месторождение в Карском море, но проект был заморожен из-за санкций, введенных мировым сообществом, включая США, против России в свете вторжения в Крым.
Тиллерсон стал одним из самых главных противников санкций и остро критиковал Барака Обаму за его отношение к Москве. Назначив Тиллерсона госсекретарем, Трамп однозначно продемонстрировал намерение проводить примирительную политику по отношении к России.
Фактически Трамп пытается одним махом ликвидировать штамп, внедренный в сознание американцев в 50-х годах ХХ века — что Россия суть Сатана, источник всего зла в этом мире. Поколения американцев помнят учения гражданской обороны в школе по сценарию ядерной бомбардировки, устроенной СССР: «Услышав сирену, все дети должны спрятаться под партами…»
Эпоха Маккарти, когда проводилась открытая охота на коммунистических агентов, стала еще одним примером чрезмерного усиления антисоветских настроений в США. После падения коммунистической империи и распада СССР американцы не избавились от враждебного отношения к России. Ее усиление и антидемократические склонности Путина лишь способствуют укреплению такого отношения.Спецслужбы, сформировавшиеся в эпоху Холодной войны, и Конгресс, многие из лидеров которого не забыли борьбу с коммунизмом, стали двумя опорами антироссийской позиции в США. Спецслужбы подчинены президенту, но Конгресс не поспешит поддержать Трампа в его стремлении добиться оттепели в отношениях с режимом Путина. Тот факт, что обе палаты Конгресса оказались в руках республиканцев, не поможет Трампу выехать на автостраду, ведущую в Москву.
Перед республиканскими конгрессменами, особенно представителями истеблишмента, не довольными тем, что Трамп захватил контроль над партией, встала серьезная дилемма: может ли зависимость партии от Трампа, водрузившего республиканский флаг в Белом доме впервые за восемь лет, перевесить отношение к Путину?