На вопросы "Вестей" отвечают мэр Риги Нил Ушаков и депутаты Рижской думы Михаил Каменецкий и Андрей Козлов.
Не шумим, а предлагаем свой план!
— Рижская дума объявила, что будет создана программа поддержки школ нацменьшинств. Как продвигается работа над этой программой?
Нил УШАКОВ: — Работа идет очень активно. Но надо понимать, что создание программы укрепления и защиты билингвального образования — это очень непростая задача. Мы должны сохранить качество образования и присутствие родного языка, добиться, чтобы дети знали и латышский, и русский языки, и все предметы. В работе над программой, помимо специалистов Рижской думы, участвует и мой новый советник — долголетний ведущий специалист Министерства образования и науки, бывший заместитель госсекретаря министерства Эвия Папуле.
У меня была встреча с директорами всех меньшинственных школ. И я продолжаю встречаться с директорами в индивидуальном порядке. Начались встречи с родительскими советами в школах, и эти встречи будут регулярными. Я встречался и с представителями штаба, с родителями, которые участвовали в уличных протестах.
Наша задача — за ближайшие несколько месяцев создать программу укрепления и защиты билингвального образования, полноценную с юридической, правовой и финансовой точек зрения, обеспечивающую качество образования и защищающую интересы и права нацменьшинств. И все это мы делаем в рамках компетенции самоуправления. Правительство о своей работе мы будем информировать.
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: — Сегодня говорить о защите прав нацменьшинств — значит говорить о безопасности страны, потому что это неразрывно связанные между собой понятия. А что происходит у нас? Мы постоянно слышим выпады со стороны отдельных политиков и представителей так называемой творческой интеллигенции, заявляющих, что огромная часть жителей нашей страны, которые платят налоги, живут жизнью нормальных граждан, а в дни национального праздника прикрепляют к одежде красно–бело–красные флажки, — что они являются врагами Латвии.
И все эти заявления делаются только с одной целью — попасть в следующий Сейм. Мне почему–то кажется, что лет через пятьдесят в учебниках истории эти люди будут названы злейшими врагами Латвии.
Что же касается ситуации с реформой школ, то вспоминаются слова классика: "Шумим, братцы, шумим!" И сейчас некая политическая сила критикуют нас за то, что мы мало шумим. Но мы без всякого шума предлагаем свой конкретный план действий! Кроме уличных протестов, есть и другие методы, в том числе и властные, чтобы добиваться результата.
Мы в Риге уже очень много добились: нынешняя коалиция находится у власти в столице в течение рекордного срока, пребывание Нила Ушакова на посту мэра стало абсолютным рекордом столетия. И мы достаточно сильны, чтобы, используя реальные рычаги, исправить ситуацию.
Андрей КОЗЛОВ: — Если долго живешь в столице Евросоюза, перестаешь понимать, что происходит на родине. Сегодня попытка вести борьбу старыми методами, которые были эффективны 20 лет назад, выглядит очень странно…
Нужен новый арендатор!
— Многих читателей "Вестей" беспокоит судьба Агенскалнского рынка. Почему он оказался в аварийном состоянии? И какой будет его дальнейшая судьба?
УШАКОВ: — В течение последних лет главная задача Центрального рынка — который обслуживает и Агенскалнский, и Видземский рынки, — состояла в том, чтобы избавиться от заключенных в 1990–е годы невыгодных договоров с посредниками. И сегодня, когда говорят об Агенскалнском рынке, почему–то не вспоминают, что его в 1998 году отдали в аренду без каких–либо требований ни по инвестициям, ни по содержанию имущества. И все эти годы посредники спокойно собирали деньги и почти ничего не вкладывали в собственность, в результате чего рынок превратился в то, во что он превратился.
Лишь к апрелю 2016 года Рижской думе удалось разорвать договор и перенять обслуживание Агенскалнского рынка. Причем суды еще не закончились, очередной иск предыдущих арендаторов против Рижской думы будет рассматриваться в апреле этого года.
Агенскалнский рынок только один год находится в обслуживании Центрального рынка. Вкладывать средства в здание, которое находится в предаварийном состоянии, — значит разбазаривать деньги. Самый лучший вариант — найти частного инвестора, который возьмет этот объект в долгосрочную аренду.
В ближайшее время будет объявлен конкурс на аренду рынка на 30 лет. Мы надеемся, что в конкурсе примут участие уважаемые предприниматели и мы решим и вопрос развития рынка, и приведем в порядок здание, являющееся памятником архитектуры и центром всего Агенскалнса.
Если инвесторов найти не удастся, деньги рижских налогоплательщиков в ремонт рынка вкладываться не будут, в этом случае Центральному рынку придется искать возможности для получения займа на приведение Агенскалнского рынка в порядок.
Но я хотел бы подчеркнуть, что привлечение инвесторов было бы лучшим вариантом, потому что главная задача Центрального рынка — приведение в порядок Центрального рынка, где с использованием европейских фондов будут реализованы большие проекты: реконструкция подземной инфраструктуры под павильонами и набережной канала напротив автовокзала. Я уже не говорю о том, что реконструкция Центрального рынка является частью масштабного проекта Rail Baltica.
КОЗЛОВ: — Отмечу, что перед потенциальными инвесторами стоит очень сложная задача. С одной стороны, рынок выполняет социальную функцию: там продают свои товары латвийские производители, на рынок приходят люди, которым важны и качество товара, и его происхождение, и цена. И если предприниматель вкладывает в здание миллионы, то аренда в нем не может стоить копейки. И поэтому важнейшая задача Рижской думы состоит в том, чтобы обеспечить и инвестиции, и разумную политику по отношению к арендаторам.
УШАКОВ: — Есть еще одно важное ограничение: Агенскалнский рынок не может стать супермаркетом, я могу сразу пообещать — никаких супермаркетов тут не будет!
Рынок стал опасен
— В ходе дебатов оппозиция упрекала вас за закрытие Агенскалнского рынка…
УШАКОВ: — Безответственные арендаторы, хозяйничавшие на рынке с 1998 года, довели здание до аварийного состояния. И через несколько месяцев пребывание на рынке будет опасным для людей. Но даже трагический опыт не всех заставляет задуматься…
Оппозиция упрекала нас за то, что мы закрыли рынок, но вообще у нас сейчас все дебаты в думе происходят по схеме: докладчик говорит — красное, оппозиция говорит — квадратное; докладчик говорит — квадратное, оппозиция — нет, пушистое; докладчик говорит — пушистое, оппозиция заявляет — нет, двенадцать… И вопрос об Агенскалнском рынке обсуждался именно таким образом.
КАМЕНЕЦКИЙ: — Особенно комично выглядит один известный депутат, у которого арестованы все счета и все имущество, когда он рассуждает о финансовой прозрачности… Напомню, что во время обсуждения бюджета на 2018 год оппозиция предрекала Риге банкротство, но оказалось, что прошлый год Рига закончила с профицитом бюджета…
Ина ОШКАЯ.