Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Чт, 12. Декабря Завтра: Iveta, Otilija

Известная писательница Екатерина Вильмонт: «В 49 лет жизнь только начинается!»

По приглашению сети магазинов Mnogoknig в Риге побывала популярная российская романистка Екатерина Вильмонт. Она встретилась с рижскими читателями и представила свою новую книгу «Мужлан и флейтистка».

По данным Книжной палаты Екатерина Вильмонт - один из самых публикуемых в России авторов. На восьмом месте, между Эрихом Марией Ремарком и Дэном Брауном.

В чем секрет успеха Вильмонт? В ее романах нет ни высоколобой философии, ни модных блогерских хэштегов. Но все книги, выходящие из-под пера писательницы, такие теплые, остроумные и оптимистичные, что читаешь их - и хочется жить!

Бабы дуры, а мужики козлы

- Екатерина Николаевна, вы родились в семье известных переводчиков. В вашем доме бывали очень известные люди: Цветаева, Пастернак, Раневская, Солженицын. Сохранились ли у вас воспоминания от этих встреч?

- Марину Ивановну я помнить никак не могу. Она умерла в 1941 году, а я родилась в 1946-м. Родители о визитах Цветаевой в наш дом вспоминать не любили. Поэтесса была влюблена в моего папу - правда, без взаимности. Фаина Раневская приезжала к нам на дачу. Солженицын писал у нас нобелевскую речь...

А про Пастернака существует такая семейная легенда. Борис Леонидович взял меня маленькую на руки, и я его описала, чего, естественно, тоже не помню. Но семью Пастернака знала очень хорошо. Мы много общались с его сыном Леней. Леня был физиком и очень страдал от того, что не стал музыкантом, - родители посчитали, что он недостаточно талантлив для этой профессии.

- Вы пришли в литературу как переводчица. Как случилось, что стали писательницей?

- В 90-е начала меняться страна, переводы стали не особо нужны. Должна же я была чем-то заниматься! Мне было 49 лет, когда я написала свой первый роман «Путешествие оптимистки, или Все бабы дуры». С тех пор считаю, что в 49 лет жизнь только начинается. (Улыбается.)

- А что, все бабы и в самом деле дуры?

- Еще какие! Когда баба влюблена, она абсолютная дура! (Смеется.)

- А все мужики, если судить по названию вашего второго романа, козлы. Может, вы к ним предвзято относитесь?

- Нет-нет, не предвзято, а на основании большого жизненного опыта. Я полностью согласна с Анной Ахматовой, которая считала мужчин низшей расой. Уверена, что сильный пол - это мы, а не они.

- Серьезное заявление. Аргументируйте, пожалуйста!

- Женщины лучше приспосабливаются к жизни. А следовательно, лучше ее понимают. Пока мужчина лежит и страдает, женщина ищет выход. У нее больше стремления быть востребованной. Это я в разных странах наблюдала: мужчины страдают, а женщины работают. (Смеется.)

- Вы феминистка?

- Ни в коем случае! Но согласитесь, что женщина сегодня не имеет права быть слабой. Ее просто затопчут - такова жизнь, а жаль...

Я считаю, что женщина должна оставаться женщиной, а мужчина - мужчиной. Модных тенденций не приемлю. Недавно ко мне приехал приятель из Голландии. Поехали мы с ним куда-то на автобусе. Он меня спрашивает: «Когда будем выходить, можно я тебе руку подам?» - «Ты обязан мне руку подать!» - отвечаю. «В Голландии меня за такое уже засудили бы», - вздыхает он.

Разве это нормально? То, что сегодня происходит в мире, - отвратительное безумие! Слава богу, до России эта волна еще не докатилась!

Не спешите, девки, замуж!

- Все женщины в ваших романах сильные и смелые. Им по плечу справиться с любой неудачей и изменить судьбу. Какая из героинь похожа на вас? Можете ли вы, как Флобер, сказать: «Мадам Бовари - это я»?

- Такой героини у меня нет, но в каждой из них есть что-то от меня. Если бы я так не поступила в жизни, то и моя героиня в романе тоже так не поступит. Это несознательно переносится. Просто у меня есть свой человеческий кодекс, которого я не нарушаю.

- Это правда, что в романах, которые выходят из-под вашего пера, вы расправляетесь со своими обидчиками?

- Да, я давно вывела такую формулу: если у тебя неуютно на душе, гложет обида или одолевает злость - выплесни это на бумагу, и станет легче.

- А ваши обидчики узнают себя на страницах книг?

- Очень редко. Во-первых, со стороны себя не увидишь. Во-вторых, я отвожу им только эпизоды. Главный герой у меня редко соотносится с реальным персонажем. Хотя однажды я вывела героем реального мужчину, которого знала в жизни, и даже оставила ему настоящее имя - Марат.

Он прочел книгу и ничего не понял. Был польщен, что я его изобразила сексуальным гигантом. (Смеется.) А об этом речь вовсе не шла. Просто ему захотелось таким себя увидеть!

- В жизни с мужчинами вам чаще везло или не везло?

- По-разному бывало. Конечно, была любовь, и не один раз. Я до сих пор, например, вспоминаю роман, который случился в Риге 53 года назад, поэтому Рига для меня очень памятный город. Но сказать, чтобы мне везло с мужчинами... Нет, не могу.

Я никогда не была замужем. Замужество мне всегда казалось смертельно скучным. Я смотрела на своих подружек, которые в 18-20 лет повыскакивали замуж, и думала: «Боже, какая тоска! Они говорят только о кормлениях, пеленках и о том, как ребенок покакал».

- Исходя из жизненного опыта, дайте совет: с какими мужчинами нельзя иметь дело?

- С жадными. Для меня жадина - это вообще не мужчина. И с глупыми. А уж если он глуп и жаден одновременно, то это такая гремучая смесь! Сразу бегите. (Улыбается.)

- Женатые мужчины тоже не вариант?

- В моей жизни было много романов. В том числе и с женатыми. Скажу так: ничего хорошего из этого не вышло. Я не умела уводить мужчин из семьи, да и не стремилась увести.

- Что же делать женщинам, которые хотят найти мужа? Где искать достойного?

- Я дала бы два совета: не искать мужа в Интернете и не стремиться замуж любой ценой. Многие наивные девочки торопятся замуж только потому, что хотят белое платье, роскошную церемонию, гостей. Но чем пышнее свадьба, тем короче брак - это мое житейское наблюдение.

Книга для епископа

- Что для вас счастье?

- Работа. Писать книги - это для меня самое большое счастье. Я жаворонок, встаю рано, в пять утра, а в шесть уже сажусь за стол. Пишу на пишущей машинке, компьютера не люблю. Заглядываю туда, только если нужно навести справку.

- Где вы ищете персонажи, язык, сюжет? Составляете ли план перед тем, как сесть за новый роман?

- Задумка романа всегда приходит внезапно - что-то увидела или услышала... Это толчок к книге. А дальше включается фантазия.

Писать по заранее просчитанному плану мне неинтересно. Я даже не знаю, что будет у меня на следующей странице. В результате мои герои живут своей жизнью и порой меня совершенно не слушаются.

- Как вы относитесь к тому, что ваши романы называют женскими?

- Плохо отношусь. Потому что это мужской шовинизм. Глупо делить литературу по половому признаку. Делить книги можно только на плохие и хорошие. Это единственно справедливая классификация. Поэтому я отчаянно возражаю против того, чтобы меня называли автором женских романов. Я романист.

- Но читают-то ваши книги в основном женщины. Или это не так?

- Женщины вообще читают больше, чем мужчины, и на выставки чаще ходят, и в театры. Но мужчин среди поклонников моих романов тоже хватает. Просто они предпочитают это скрывать.
Одна читательница рассказывала, что по ночам, когда она спит, ее муж берет мои книги и читает их в туалете. Тайком! Как-то в Нижнем Новгороде ко мне на творческую встречу пришел епископ. Протянул книжку и сказал: «Пожалуйста, подпишите: «Епископу Филиппу».

«Три полуграции» и Ко

- По вашим книгам создано несколько фильмов, в которых сыграли Мария Шукшина, Евгения Добровольская, Александр Абдулов, Алена Хмельницкая и другие знаменитые актеры. Какими экранизациями вы довольны, а какими нет?

- Я считаю удачными только два фильма: «Три полуграции» и «Я тебя люблю» с Машей Шукшиной. Картина «Счастье по рецепту», снятая по моему роману «Курица в полете», несмотря на замечательную Женю Добровольскую в главной роли, мне не нравится. А все остальное - просто чудовищно.

- А разве вы не имели права как автор романа стукнуть кулаком по столу и сказать: «Ребята, стоп! Что-то пошло не так»?

- Те, кто снимает кино, покупают у меня права на экранизацию и на этом прекращают со мной все отношения. Мне даже ни разу не сообщили, что фильм по моей книге выходит на экран. Ни разу! К примеру, о том, что «Счастье по рецепту» снято, я узнала из аннотации в телепрограмме.

А эти ужасные названия картин?! «Я тебя люблю» - это же ни о чем! Как можно дать фильму такое бестолковое название? За это убить мало. У меня роман назывался «Хочу бабу на роликах».

Правда, один раз со мной все-таки связались, потому что на картине был приличный продюсер - Роман Балаян. Я стала спрашивать, кто кого играет. И услышала: «А морячка играет Чонишвили». - «Какого морячка?! - опешила я. - У меня нет такого героя!» - «Понимаете, нам не хватило материала, и мы дописали», - пояснили мне.

Когда я посмотрела, что они дописали, то пришла в ужас. Образ героини скомкан, вся концепция нарушена. Обратились бы ко мне - я дописала бы. Но нет, сами умные. Одного не пойму: если вы такие умные, то зачем я вам нужна? Сами пишите, сами снимайте...

- С издателями ваши отношения складываются иначе?

- Совершенно иначе. Я сдаю в издательство две книги в год, графика не нарушаю. Меня не редактируют и никогда не меняют заголовков. Напротив, приводят в пример как автора, который умеет называть свои книги. Но если что-то скажет Ира, я к этому прислушаюсь. Мы с ней вместе уже 16 лет, и наши отношения давно вышли за рамки отношений «автор - редактор». Мы дружим.

- В современной литературе сегодня немало авторов-женщин. Кого из коллег по цеху вы любите и читаете?

- Татьяну Устинову. Часто беру ее книги с собой в дорогу, и это всегда достойное чтение. Считаю большим писателем Дину Рубину. Из последних приятных открытий - книга Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». А вот Дарью Донцову читать не могу.

- Все ваши книги заканчиваются хэппи-эндом. Это ваша позиция?

- Да, я абсолютно уверена в том, что финал должен быть хорошим. Плохого в нашей жизни и так хватает. Я хочу, чтобы в наш достаточно тяжелый век мои книги погружали читателя в приятную атмосферу. Один онколог говорил мне, что дает мои книги пациенткам: «Если они читают - значит, у них есть шансы!»

Досье «Субботы»

Екатерина Вильмонт родилась 24 апреля 1946 года в Москве.

Российский писатель, автор более 90 книг («Путешествие оптимистки, или Все бабы дуры», «Полоса везения, или Все мужики козлы», «Курица в полете», «Три полуграции», «Хочу бабу на роликах», «Интеллигент и две Риты», «Танцы с варежкой» и др.).

Суммарные тиражи романов Екатерины Вильмонт исчисляются миллионами экземпляров.

По книгам писательницы снято несколько фильмов: «Я тебя люблю», «Три полуграции», «Счастье по рецепту», «Любовь слепа», «Снежный ангел».

В свободное время любит играть в нарды, раскладывать пасьянс.

Коллекционирует фигурки кошек - их около 800 штук!

Елена СМЕХОВА.

Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Трехуровневый климат контроль и проекция на лобовое стекло: новый скандал вокруг Rail Baltica

К проекту Rail Baltica возникают всё новые вопросы. И один из них относится к тендеру на аренду автомобилей, объявленному компанией "Eiropas dzelzceļa līnijas”, ответственной за проект "Rail Baltica". Похоже, тендер был сформулирован так, чтобы были выбраны конкретные модели автомобилей, сообщают TV3 Ziņas. 

К проекту Rail Baltica возникают всё новые вопросы. И один из них относится к тендеру на аренду автомобилей, объявленному компанией "Eiropas dzelzceļa līnijas”, ответственной за проект "Rail Baltica". Похоже, тендер был сформулирован так, чтобы были выбраны конкретные модели автомобилей, сообщают TV3 Ziņas. 

Читать
Загрузка

Могут даже уничтожить: на таможне вводятся усиленные проверки посылок из третьих стран

Сотрудники таможенной службы аэропорта в сотрудничестве с Центром защиты прав потребителей (PTAC) с декабря усилили проверки посылок, поступающих из третьих стран. Об этом агентству LETA сообщили представители PTAC.

Сотрудники таможенной службы аэропорта в сотрудничестве с Центром защиты прав потребителей (PTAC) с декабря усилили проверки посылок, поступающих из третьих стран. Об этом агентству LETA сообщили представители PTAC.

Читать

Убил и стал кумиром миллионов: как этот парень превратился для американцев в Робин Гуда XXI века

Холодным ранним утром 4 декабря, исполнительный директор UnitedHealthcare Брайан Томпсон направлялся на собрание инвесторов в роскошный Hilton Midtown в сердце Манхэттена. Однако он так и не добрался до конференц-зала. У самого входа в отель к нему подошел мужчина в бежевом худи и рюкзаке, вынул пистолет с глушителем и безжалостно выстрелил Томпсону в спину. Брайан рухнул на землю, но убийца не остановился: два новых выстрела разнесли утреннюю тишину, прежде чем он скрылся.

Холодным ранним утром 4 декабря, исполнительный директор UnitedHealthcare Брайан Томпсон направлялся на собрание инвесторов в роскошный Hilton Midtown в сердце Манхэттена. Однако он так и не добрался до конференц-зала. У самого входа в отель к нему подошел мужчина в бежевом худи и рюкзаке, вынул пистолет с глушителем и безжалостно выстрелил Томпсону в спину. Брайан рухнул на землю, но убийца не остановился: два новых выстрела разнесли утреннюю тишину, прежде чем он скрылся.

Читать

Школа молодых драг-диллеров: ученики переименовали на Гугл картах своё учебное заведение

Рижская средняя школа №33, что расположена на улице Стурманю, в микрорайоне Болдерая, на картах Google теперь обозначена как "школа молодых драг-дилеров". Видимо, кто-то из её учеников решил так неудачно пошутить.

Рижская средняя школа №33, что расположена на улице Стурманю, в микрорайоне Болдерая, на картах Google теперь обозначена как "школа молодых драг-дилеров". Видимо, кто-то из её учеников решил так неудачно пошутить.

Читать

«Это не доска позора. Это политическая оценка»: парламентская комиссия по Rail Baltica утвердила отчет

Парламентская комиссия по расследованию ошибок, допущенных при реализации проекта "Rail Baltica", в четверг утвердила окончательный отчет.

Парламентская комиссия по расследованию ошибок, допущенных при реализации проекта "Rail Baltica", в четверг утвердила окончательный отчет.

Читать

30 евро за 5 минут поездки: туристы жалуются на жадность латвийских таксистов

Недавние инциденты с таксистами в рижском аэропорту, которые требовали от туристов чрезмерную плату за поездку, вызвали общественный резонанс и стали темой обсуждения в СМИ. Казалось, что эта проблема уже решена, но, к сожалению, она вновь напоминает о себе.

Недавние инциденты с таксистами в рижском аэропорту, которые требовали от туристов чрезмерную плату за поездку, вызвали общественный резонанс и стали темой обсуждения в СМИ. Казалось, что эта проблема уже решена, но, к сожалению, она вновь напоминает о себе.

Читать

Небожители не извиняются? Вейдемане опросила чиновников — должна ли Силиня ответить за свои слова Смилтенсу?

««Не зарывайся, а то как бы не вытошнило!" – эта яркая фраза премьера Эвики Силини, брошенная в адрес депутата Эдварда Смилтенса, теперь будет тащиться за нею как кусок грядной веревки. Это можно было бы изменить, если бы наша небожительница вспомнила, что после такой некрасивой фразы неплохо было бы извиниться. Это должно было произойти само собой», - пишет в «Неаткариге» публицист Элита Вейдемане, которая решила уточнить, когда же премьер планирует извиниться.  

««Не зарывайся, а то как бы не вытошнило!" – эта яркая фраза премьера Эвики Силини, брошенная в адрес депутата Эдварда Смилтенса, теперь будет тащиться за нею как кусок грядной веревки. Это можно было бы изменить, если бы наша небожительница вспомнила, что после такой некрасивой фразы неплохо было бы извиниться. Это должно было произойти само собой», - пишет в «Неаткариге» публицист Элита Вейдемане, которая решила уточнить, когда же премьер планирует извиниться.  

Читать