Публикуем интервью целиком, как в, общем-то, и планировали. Господ экспертов призываем “выйти из окопов” и на будущее не поддаваться стереотипам и пропаганде – радио Baltkom не вырывает из контекста услышанное. А г-на Полиса благодарим за личное мужество и можем заверить – как бы и к чьей иниативе мы не относились, мы всегда предоставляем слово всем сторонам.
С надеждой на всеобщее взаимопонимание, Наталья Михайлова, главный редактор радио Baltkom
Baltkom: Почему вы решили начать сбор подписей, учитывая, что похожую инициативу в 2016 году Сейм отклонил ("Rīgas īstā Uzvaras laukuma atjaunošana"), основываясь на заключениях МИДа Латвии и Рижской думы. Министерство иностранных дел ранее указывало, что между Латвией и Россией заключен договор о сохранении памятника.
В свою очередь, Рижская дума отмечала, что территория, на которой планировалось построить площать Победы, уже застроена, в том числе, на этом месте построена Нацинальная библиотека. Вы это упомянули в своем описании, указав, что ваша инициатива планирует этот пункт изменить, в связи с тем, что Россия в последние годы в одностороннем порядке уже давно и активно расторгает, игнорирует и несоблюдает многие международжные договоры и соглашения. Поддержит ли Сейм, по вашему мнению, эту инициативу?
Полис: Во-первых, я решил начать сбор подписей о демонтаже памятника Победы (имеется в виду памятник Освободителям Риги в Пардаугаве, Mixnews) именно потому, что в 2016 году парламентская Комиссия по мандатам, этике и заявлениям отклонила похожую инициативу под названием "Восстановление настоящей Рижской площади Победы".
Оценив принципы, по которым она была отклонена, я выступил с новой инициативой, которая частично напоминает прежнюю, но с существенными изменениями, что в первую очередь предусматривает не восстановление проекта площади Победы, начатый и разработанный на добровольные пожертвования жителей в независимой Латвии, а демонтировать конкретно и именно памятник Победы, находящийся в парке Победы, таким образом, опровергнув комментарии Рижской думы о существующей застройке площади Победы.
Во-вторых, моя инициатива предусматривает изменить статью договора между Латвией и Россией, которая предусматривает двустороннее сохранение и содержание мест массовых захоронений и мемориалов. Эти две поправки – главные факторы, которые отличают мою инициативу от другой, которую выдвигали другие авторы.
Baltkom: Вы также указывали, что если инициатива будет реализована, в долгосрочной перспективе это сплотит общество, потому что мероприятия 9 мая общество раскалывают. Но разве демонтаж памятника, а также сама инициатива будет способствовать сплочению общества? Ведь празднование 9 мая для многих русскоязычных жителей Латвии важно, но если памятник демонтируют, напряжение в обществе вырастет, по мнению многих экспертов, в каком тогда виде это могло бы способствовать сплочению общества?
Полис: Что касается демонтажа памятника Победы и самой инициативы, то я считаю, что это может только частично расколоть общество на сравнительно короткий период. При этом, как указывается в моей инициативе, в долгосрочной перспективе, на мой взгляд, при демонтаже памятника общество станет более сплоченным.
Мои заявления основываются на том факте, что часто после празднования 9 мая, когда большая часть празднующих отправляются домой в состоянии алкогольного опьянения и массового психоза, экстаза, возникают абсолютно ненужные провокации и конфронтации со стороны агрессивных участников праздника по отношению к жителям, говорящим по-латышски, и это происходит не только возле памятника, но и в центре Риги, в спальных районах, где празднование нередко затягивается на несколько дней.
Что касается краткосрочного и долгосрочного раскола в обществе, я напомню о событиях в Эстонии в 2007 году, связанных с так называемым "Бронзовым солдатом", который на самом деле называется "памятник освободителям Таллина", и который был перемещен из центра Таллина на таллинское военное кладбище. Кто не знает: "Бронзовый солдат" - это памятник, который состоит из каменной конструкции, изготовленной из доломита, а также двухметровой скульптуры солдата.
Таллинский памятник имеет похожее с латвийским памятником Победы значение, за тем лишь существенным отличием, что в мемориале, куда эта статуя была перенесена, действительно похоронены солдаты СССР, тогда как в парке Победы ни один советский солдат официально не похоронен. После переноса "Бронзового солдата" в центре Таллина возникли массовые беспорядки на одну ночь, которые известны как "Бронзовая ночь". Как бы там ни было, эстонская русскоязычная община уже давно забыла об этих событиях, и отношения между эстонцами и русскоязычными жителями остались такими же, если не лучше, чем до переноса "Бронзового солдата".
В связи с этим я считаю, что похожий сценарий, касающийся раскола в обществе, может наблюдаться и в Латвии после демонтажа памятника Победы - без массовых беспорядков, так как, на мой взгляд, латвийские правоохранительные органы смогут своевременно подготовиться к возможным провокациям, сделав выводы после ошибок эстонских коллег.
Учитывая все ваше сказанное, спустя время сплоченность общества в Латвии должна увеличиться, потому что, как известно, если уничтожить символ, которые общество раскалывает, то рано или поздно это должно способствовать сплочению.
Baltkom: Вы пишете, что один из вариантов, как памятник может быть демонтирован - его детонирование при помощи взрывчатых веществ из бюджета Министерства обороны. Учитывая сегодняшнюю напряженную ситуацию в Европе, а также отношения между Латвией и Россией, не вызовет ли это страх и не увеличит ли и так высокий уровень напряженности в обществе?
Полис: Я считаю, что вопреки частично напряженной ситуации в Европе и в отношениях с Россией, данный момент, когда Латвия является членом НАТО, хорошо подходит для того, чтобы осуществить мою инициативу. Не будет забывать, что Латвия является страной-членом НАТО и 5-й пункт договора НАТО, который гласит, что нападение на одну страну НАТО означает нападение на все страны-участницы, защищает в том числе и Латвию.
В связи с этим я не считаю, что у кого-либо могут возникнуть опасения по поводу недовольства России этой акцией, так как военное вторжение из-за одного памятника практически нереально.
Вполне возможно, что в случае демонтажа памятника Победы в определенной мере ухудшатся политические отношения между Латвией и Россией, однако эти отношения никогда не были на особенно высоком уровне, поэтому даже с точки зрения этого аспекта я не вижу особых проблем.
Что касается вашего вопроса об "и так высоком уровне напряженности в обществе", я не могу компетентно на него ответить, так как самостоятельно не проводил исследование того, как вырос уровень напряженности, и не видел какого-либо исследования на эту тему. На мой взгляд, этот уровень в обществе примерно одинаковый.
Но в случае положительного решения Сейма я предлагаю детонировать памятник Победы за счет Министерства обороны по той причине, что настолько массивные объекты можно демонтировать только с использованием взрывных веществ, как это было сделано со Скрундским локатором и Гайзинькалнской смотровой вышкой. Управляемый взрыв - это сравнительно дешевый и максимально быстрый способ, чтобы достичь соответствующего результата.
Напомним, 1 октября на портале общественных инициатив Manabalss.lv был начат сбор подписей за демонтаж Памятника освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков.
За две недели под ней подписались почти 2000 человек. Для подачи в Сейм на рассмотрение парламентария необходимо собрать 10 000 подписей.