На двух расположенных неподалеку друг от друга виллах XVIII века в Женеве (Ла Гранж и О’Вив), как и на территории окружающих их парков, уже несколько дней ведутся работы по благоустройству: как ожидается, именно там 16 июня пройдет саммит Владимира Путина и Джо Байдена. Эти объекты принадлежат городским властям и в обычное время доступны для всех желающих, но до 18 июня вход туда только по пропускам.
На вилле Флер д’О в пригороде Женевы, где в ноябре 1985 года открылась знаковая первая встреча лидеров СССР и США Михаила Горбачева и Рональда Рейгана, организовать переговоры сейчас уже бы не получилось — она с недавних пор принадлежит властям Китая. Вторую часть переговоров в 1985 году главы государств провели в постпредстве СССР при ООН, но тогда их первая встреча была, по сути, трехдневной (с учетом совместной пресс-конференции на третий день), а сейчас продлится всего несколько часов.
О чем за это непродолжительное время хотела бы поговорить российская сторона, в среду в ходе своего выступления на организованной ИМЭМО РАН конференции «Примаковские чтения» рассказал глава МИД РФ Сергей Лавров.
Прежде всего это тематика стратегической стабильности. При этом с точки зрения Москвы, как подчеркнул министр, должны обсуждаться «все без исключения факторы», влияющие на нее, включая ядерные и неядерные, наступательные и оборонительные вооружения. В этой связи Сергей Лавров напомнил о предложении Владимира Путина установить мораторий на развертывание в Европе ранее запрещенных ракет средней и меньшей дальности. Власти РФ обнародовали его в сентябре 2019 года после развала договора о ликвидации этого класса вооружений, а в 2020 году обновили. Из всех стран—членов НАТО инициативу России согласилась обсудить только Франция, но до предметных переговоров дело не дошло. «Наше предложение остается в силе, и мы обязательно напомним о нем на саммите в Женеве 16 июня»,— сказал Сергей Лавров.
Владимир Путин, по словам главы МИД РФ, напомнит своему американскому коллеге о еще одном предложении, направленном Кремлем в Белый дом в прошлом году,— о возобновлении сотрудничества между Россией и США в сфере международной информационной безопасности. Оно завязалось в 2013 году, но было заморожено из-за разногласий вокруг Украины и якобы имевшего место вмешательства России в выборы президента США 2016 года. Владимир Путин в сентябре 2020 года заявил, что диалог в киберсфере не должен быть «заложником» политических споров, и предложил США программу восстановления сотрудничества из четырех пунктов (“Ъ” подробно писал о ней 26 сентября 2020 года).
После того как прошла инаугурация Джо Байдена, мы переподтвердили это предложение (по кибербезопасности.— “Ъ”). Оно находится на рассмотрении американской администрации,— сказал в среду Сергей Лавров.— Рассчитываю, что в Женеве мы узнаем, какова реакция Джо Байдена и его команды (на эту инициативу.— “Ъ”)».
Ранее в Кремле говорили, что Владимир Путин планирует обсудить с Джо Байденом «перспективы российско-американских отношений, проблематику стратегической стабильности, а также актуальные вопросы международной повестки дня, включая взаимодействие в борьбе с пандемией коронавируса и урегулирование региональных конфликтов». В Белом доме же уточнили, что Джо Байден в беседе с Владимиром Путиным непременно затронет вопросы прав человека.
Замглавы МИД РФ Сергей Рябков, также выступивший в среду на «Примаковских чтениях», в беседе с журналистами допустил, что в ходе саммита будут затронуты еще две темы: о взаимном снятии ограничений с дипломатических миссий и об обмене заключенными.
Между тем, как рассказал Сергей Лавров, президенты не будут следовать заранее выверенной повестке переговоров. «С американцами мы [ранее] просто перечисляли темы, которые одна сторона и другая сторона имеют в виду затронуть, и так же мы поступаем и на этот раз»,— пояснил он.
По словам Сергея Лаврова, у Москвы «нет никаких завышенных ожиданий, никаких иллюзий (относительно саммита), что грядут какие-то прорывы». «Но есть объективная необходимость в обмене мнениями на высшем уровне о том, какие угрозы видят Россия и США как две крупнейшие ядерные державы на международной арене»,— отметил он. Глава МИД РФ добавил, что Россия заинтересована в позитивных результатах саммита. «Но для танго нужны двое, а если кто-то танцует брейк-данс, то это, наверное, уже сложнее получается»,— предположил он.
Сергей Лавров перечислил условия нормализации отношений Москвы и Вашингтона. Для этого те, кто в новой администрации США занимается российским направлением, должны: во-первых, «оценить действия, интересы и позицию России, а также ее красные линии», во-вторых, «провести работу над ошибками прошлых лет»,
и в-третьих, «отказаться от ведения диалога исключительно с позиции претензии на гегемонию в мировых делах».
«Нормализация российско-американских отношений возможна исключительно при соблюдении принципов равноправия, взаимоуважения, невмешательства во внутренние дела друг друга — это необходимые условия не только для поддержания нормального, предсказуемого и стабильного диалога, но и важно для снятия накопившейся конфронтационности между нашими странами»,— изложил ключевое требование Москвы Сергей Лавров. Осталось убедить «партнера по танцам».