А картинка на сегодняшний день такова: разгружающийся доставочный транспорт на велополсе, велосипедисты на тротуаре. Можно ли оживить улицу велополосой, лишив оставшиеся магазины и жителей возможности доставить товар, телевизор или диван? Конечно, и раньше правила это запрещали, да и раньше доставщики булочек или минеральной воды останавливались с «аварийками». Сейчас им остаётся разгружаться только по центру проезжей части.
Станут ли велосипедисты ждать, пока с их пути отъедет троллейбус или автобус, отчаливая от остановки? Нет, не станет, а объедет слева. Или по тротуару справа. Но когда «гармошка» оказывается в заторе передней частью ужé в полосе движения, а «хвостом» - ещё у тротуара, то в зеркала заднего вида «хвост» не просматривается. И есть там велосипед, нет там велосипеда – водителям автобусов и троллейбусов попросту не видно, а собирается он объезжать слева, или протискиваться справа и вообще – не ведомо.
Первые дни непонятно откуда явившегося эксперимента показали, что если специалисты говорят, что ничего хорошего не получиться, кроме того, что кто-то докажет, что он может. Да, может – асфальт вынесет любую разметку. Да, улица Чака не «магистральная», а «улица категории «Д». Да, там по разметке была одна полоса в каждом направлении, а не по «два ряда» в каждом направлении. Но ездили-то иначе. И всё это не отменяет проезда по ней в общественном транспорте десятков тысяч пассажиров в сутки. Вопрос о том, сколько там проезжает автомобилей, он красиво звучит, но на практике заключается лишь в пропускной способности. Но так как по перпендикулярным улицам транспорт тоже надо пропускать, то по улице Чака в час при всём желании более 1400 машин не проедет. Если бы могло проехать больше, то проезжало бы больше.
Нет, велополоса, как где-нибудь сама по себе, это может быть и вполне хорошо. Но на улице Чака у инициаторов получилось плохо. Потому что сразу хотят «как в Копенгагене». Не 50 лет к этому идти, а завтра с утра. Нет, 50 лет возможно и много. Но чтобы вот так – «в одно прекрасное утро»... А для создания обстоятельств должны быть объездные дороги, которых пока нет, ещё один или даже два моста на севере, которых пока нет. Окружная дорога вокруг центра, которой пока нет. Сейчас в Риге четыре моста и три из них выходят в центр без подъездов и разъездов. Хочешь, не хочешь, а либо крюк, как до литовской границы, либо через центр.
Вообще, логику усмотреть сложно. Сначала принимается решение, что полосы для общественного транспорта могут быть только на улицах с не менее чем тремя полосами движения в данном направлении. А сейчас там, где нельзя было создать полосу для автобусов и троллейбусов, потому что «машинам мало», забирают всё ту же полосу, но сгоняя автобусы и троллейбусы в одну кучу с автомобилями. После чего автомобилисты сообщают, что ни в какой общественный транспорт не пересядут, потому что он «стоит в пробках».
В общем, тут даже не хотели «как лучше», а хотели «продемонстрировать». Продемонстрировали. Все стоят и любуются.
Эксперимент, теоретически, собираются проводить до апреля. Конечно, ведь декабрь, январь и февраль – самое время для езды на велосипедах.
Нет, разумеется, инфраструктура должна быть. И, разумеется, никогда не будет так, что все будут довольны. Но ширина проезжих частей улиц центра Риги куда ýже, чем в Берлине или Париже. И улиц этих всего четыре. Ну, вот так её спроектировали и построили в XIX веке. Можно ли найти устраивающее всех решение за 15 минут? Скорее всего, нет. Гениальных идей, увы, нет и у планировщиков. И как некое протестное движение, причём ужé не совсем понятно кому или чему, и появляется такой «шедевр», как улица Чака… Такое и получается, когда хотят доказать превосходство. Они доказали. Они превзошли..."