Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Вт, 8. Июля Завтра: Ada, Adele, Antra
Доступность

Гитлера на свалку! США заставили немцев разлюбить нацизм. У СССР не получилось

9 мая 1945 года не только завершилcя разгром Третьего рейха, но и началась новая глава в истории немецкого народа. Формально нацистская Германия просуществовала до 23 мая — тогда в городе Фленсбурге было арестовано правительство, сформированное после самоубийства Гитлера, однако крах нацизма был очевиден задолго до этого. После войны Германию разделили на две части — прозападную ФРГ и просоветскую ГДР, и перед новыми немецкими государствами встал вопрос переосмысления прошлого. От уродливых конструкций нацизма нужно было очистить не только площади и улицы древних городов, но и головы простых немцев, многие из которых поддерживали или по крайней мере безропотно принимали зверства гитлеровцев. «Лента.ру» изучала, как из бывших граждан Третьего рейха делали образцовых бюргеров и почему на западе это получилось лучше, чем на востоке.

«Идея хорошая, но вот реализация подкачала», — именно так, согласно данным социологов, высказывалась о нацизме половина жителей Западной Германии в 1948 году. Большинство из них предпочитали не помнить гитлеровских злодеяний, а если и вспоминали, то подчеркивали, что и сами пострадали — сначала от «коричневорубашечников», а затем от союзнической оккупации. Союзники же позаботились о демонтаже видимых проявлений нацизма — советская сторона, например, взорвала остов Рейхсканцелярии, был засыпан землей и затоплен знаменитый «Фюрербункер», где Адольф Гитлер доживал последние дни в апреле 1945-го.

На месте самых примечательных зданий Третьего рейха возвели намеренно безликие конструкции — парковк

 

 
 
и и детские площадки. Убрать, однако, решили не все: в частности, спроектированный личным архитектором Гитлера аэропорт Темпельхоф в Берлине (по проекту он должен был стать одним из четырех терминалов грандиозного авиационного узла в столице порабощенного нацистами мира) работал до 2008 года. До сих пор стоит Олимпийский стадион, построенный к берлинской Олимпиаде 1936 года, а огромные площади для нацистских маршей в Нюрнберге превращены в парк.

Впрочем, разрушенные войной и несущие на себе отпечаток нацизма здания — не единственное, что требовало глобальной перестройки. Политика «денацификации», начатая после войны, была признана неэффективной: поголовные наказания мелких партийных чиновников и деятелей нацистского режима рисковали полностью парализовать немецкое общество и не дать построить новую Германию. Нужны были другие методы — и по обе стороны Берлинской стены стали их поспешно изобретать.

Учение Маркса всесильно, потому что оно верно

И ФРГ, и ГДР черпали вдохновение и искали образцы для подражания в донацистском немецком прошлом. И если легитимность ФРГ не вызывала вопросов — в конце концов, Федеративная Республика выглядела продолжателем немецких буржуазных и христианских традиций, то в ГДР приходилось конструировать новую общность на основе бессмертных идей коммунизма.

 

Глава Восточной Германии Вальтер Ульбрихт решил создать ее на основе истории немецкого рабочего движения, вдохновленного идеями Маркса и сформированного в XIX веке. В соответствии с официальной восточногерманской точкой зрения, немецкий народ давно шел к коммунизму, и путь этот начался с Крестьянской войны 1520-х годов. Тогда на территории Священной Римской империи восстали несколько сотен тысяч человек — в основном крестьяне, горожане и дворяне. Волнения не были централизованными, внятной программы сформулировано не было, однако чаще всего религиозные идеи, вызванные к жизни Реформацией, сочетались с протокоммунистическими требованиями личной свободы и ограничения эксплуатации человека человеком.

Всесильные феодалы разгромили восставших, перебили треть из почти 300 тысяч плохо вооруженных крестьян и фермеров. Эксплуататоры победили. Причем если деятели радикальной Реформации, например анабаптисты, поддержали восставших, то Мартин Лютер — идеолог «классической» Реформации, выпустил целый трактат «Против разбойников и убийц — толп бунтующих крестьян», где подтвердил правоту знати, обосновав это положениями Евангелия. Один из основоположников марксизма Фридрих Энгельс написал статью о Крестьянской войне, в которой назвал ее «классовой борьбой немецких крестьян при непоследовательной поддержке бюргерства против феодального угнетения».

 Следующий этап народной борьбы, согласно официальной позиции ГДР, произошел в 1848 году: тогда в Европе бушевала «весна народов», по континенту покатилась волна либерально-демократических революций, призванная возвести национальные государства на руинах старого монархического мира. В Германии тоже началось брожение: нарождающийся средний класс требовал политических свобод, а рабочие — улучшения условий труда и жизни. Со временем пути революционеров разошлись, и власти одержали верх: либералы вынуждены были уехать за границу (многие, кстати, осели на севере США), общественное движение потерпело крах.

В следующий раз, как диктует концепция исторического материализма, безжалостные эксплуататоры предприняли решительную попытку подавить естественное стремление немцев к свободе и коммунизму в 1930-х годах. Именно нацизм был, по представлению марксистской исторической науки, последней попыткой капиталистов задушить немецкого рабочего.

И Германия проиграла, погрузившись в пучину гитлеризма, но затем воскресла, вознеся к небесам овеянное славой красное знамя на штыках рабоче-крестьянской Красной армии. «Мне представлялось, что во время Второй мировой войны все были или членами «Белой Розы» или встречались в переулках и подвалах, организовывали сопротивление и печатали [антинацистские] листовки», — рассказывали историкам учившиеся в ГДР студенты.

Эта теория придавала существованию ГДР некую разумность, но представляла Вторую мировую войну противостоянием устаревшего, обреченного на гибель капитализма и прогрессивного коммунизма. То есть нацизм, по официальному мнению, неизбежно следовал из любого капитализма, был его неотъемлемой частью и абсолютно отсутствовал в социалистической Восточной Германии. Даже Берлинская стена на границе с Западной Германией в официальной пропаганде ГДР именовалась антифашистским оборонительным валом, а ФРГ считалась продолжательницей дела Третьего рейха.

Вина в зверствах нацизма, согласно этому толкованию, лежала на немецких монополистах и не распространялась на простых жителей. Почти не говорилось о некоммунистическом сопротивлении гитлеровцам, о геноциде, его расовой подоплеке и молчаливом согласии большинства немцев с творимым государством злом.

В официальных комитетах, объединявших жертв нацизма, вроде Opfer des Faschismus («Жертвы фашизма»), сначала остались только пострадавшие по политическим мотивам, а затем только коммунисты. Избирательной была память и о концлагерях: много рассказывали о Заксенхаузене, где содержали немецких коммунистов, но из официальных архивов почти полностью был исключен Берлин-Марцан, куда нацисты ссылали цыган. Немецкие историки не имели права открыто обсуждать репрессии гитлеровцев против буржуазной оппозиции или евреев вплоть до 1980-х годов. Более того, Народная палата ГДР признала ответственность Германии за холокост только в 1990-м.

Эта извращенная логика приводила к невиданным эксцессам: например, Арно фон Ленски, почетный член нацистской Народной судебной палаты, участвовавший в вынесении восьми приговоров (одного — смертного), в ГДР был награжден медалью «За борьбу против фашизма». Эрнст Гроссман, охранявший узников Заксенхаузена, стал Героем труда. Зато в 1984 году арестовали лесбиянок, приехавших почтить память погибших в концлагере Равенсбрюк, где нацисты содержали гомосексуалов.

У извращенной исторической точки зрения ГДР был и свой символ: красный треугольник, который узников-коммунистов заставляли нашивать на робы в концлагерях. Этот треугольник стал символом нового общества и нередко встречался, например, в новеллах Вилли Бределя и других писателей, творивших в жанре социалистического реализма.

Витрина капитализма

На Западе дело обстояло иначе: создавать новую общность из ничего необходимости не было, к тому же на новое немецкое общество оказывали огромное влияние демократические традиции США, Великобритании и Франции. Запрета на обсуждение прошлого не было, однако очищение голов простых немцев шло непросто. Значительные подвижки начались лишь в 1960-е годы: ФРГ в те времена переживала экономический бум, и простые бюргеры быстро усвоили несложную формулу «отказ от нацизма = сытая жизнь». В отличие от времен Веймарской республики, в этот раз демократия привела жителей страны к процветанию и потому по-настоящему прижилась.

 

В это же время начались крупные процессы над военными преступниками: сначала в Израиле приговорили к смертной казни архитектора «окончательного решения еврейского вопроса» Адольфа Эйхмана, затем в Западной Германии судили несколько сотен охранников лагеря смерти Аушвиц. Стоит отметить, что из 6,5 тысяч живых на тот момент эсэсовцев, служивших в Аушвице, дела возбудили лишь против 789, а приговорили к разным срокам 750 человек. Дело, однако, получило огромный общественный резонанс, немцам внушали: в расцвете нацизма виноват каждый.

Американцы вернули властям ФРГ вывезенные в свое время документы Третьего рейха, и историки приступили к их скрупулезному изучению. Поколение, родившееся сразу после войны, потребовало от родителей рассказов о событиях прошлого — в соответствии с политикой властей в школах детям рассказывали о злодеяниях нацистов, а пережившие холокост евреи приходили в классы с лекциями. В дело включилась церковь: святые отцы выработали особое направление в теологии, основанное на важности покаяния во грехах не только личных, но и общенациональных.

Еще больший импульс дискуссиям о прошлом придали студенческие бунты в ФРГ: в конце 60-х рост уровня жизни замедлился, а во власть пришла громадная коалиция из трех партий, оставив оппозиции в бундестаге всего 50 кресел из 518. Немецкие студенты прониклись идеями Маркса, полевели и восстали. Одним из их требований, помимо демократизации и большей открытости общества, было признание грехов нацизма и беспристрастный анализ позорного прошлого. Молодые люди не понимали, почему их третируют за грехи отцов, и требовали от этих самых отцов, молчавших долгие годы, искренности и покаяния.

На месте бывших концлагерей открывались монументы и памятники. Причем поначалу власти не спешили рассказывать о зверствах нацизма, лишь отдавая дань памяти погибших и устанавливая христианские мемориалы. Со временем, однако, группы бывших узников заставили их открыть полноценные мемориальные комплексы. Реалии холодной войны диктовали свои условия: если в ГДР роль коммунистического подполья чрезмерно выпячивалась и героизировалась, то в ФРГ о ней вообще предпочитали забыть, обличая все виды тоталитаризма.

Единство в раскаянии

Когда Германия вновь стала единой, двум частям страны требовалось что-то, что их объединяло бы. Идея ответственности за общее прошлое стала одной из таких скреп. Голоса, призывавшие помнить о притеснении немцев — например, о смертоносных бомбардировках Дрездена союзной авиацией и послевоенной высылке германского населения из восточноевропейских стран, — были почти не слышны. Например, музей памяти высланных немцев в Берлине так и не открылся — из-за протестов зарубежных правительств, в первую очередь польского.

Отказались немцы и от идеологизированного подхода: огромные мемориальные комплексы на местах бывших концлагерей и лагерей смерти теперь лишены пропаганды. По всей стране появились десятки тысяч маленьких мемориальных «штольперштайнов» — памятных камней на дорогах около домов, из которых нацисты забирали своих жертв. Их специально помещали прямо на дороге, под ногами прохожих, чтобы простые граждане помнили о вине мирных немцев за преступления гитлеровцев.

Некоторые памятники времен фюрера, однако, остались — установленный в Гамбурге в 1936 году обелиск в честь погибших на фронтах Первой мировой солдат 76-го пехотного полка с изображением 88 марширующих солдат и надписью готическим шрифтом «Германия должна жить, даже если мы должны умереть» не дали снести немецкие ветераны. Власти в ответ установили рядом другой мемориал: в честь павших на фронте воинов и погибших от бомбардировок мирных жителей, чтобы напомнить, что война — это не только романтика и красивые колонны бравых молодых ребят в стальных шлемах.

Печать нацистского прошлого лежит на современном немецком государстве, приверженном принципам пацифизма и максимальной толерантности. Именно Германия приняла основной поток беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Эта политика открытости не осталась без последствий: новые правые партии, воспользовавшись недовольством простых немцев массовым нашествием культурно и религиозно чуждых людей, не желающих ассимилироваться, заручились значительной поддержкой немцев. Например, «Альтернатива для Германии», провозглашающая принципы защиты национальной идентичности, противодействия исламу и иммигрантам, заняла на прошедших выборах в бундестаг третье место и получила 94 депутатских кресла.

Новые правые хотят вернуть немцам чувство национальной гордости. Они, что характерно, гораздо популярнее на востоке страны: на землях бывшей ГДР за них неизменно голосовали более 20 процентов избирателей, в то время как на западе этот показатель не превышал 12 процентов. И именно на востоке Германии устраивались самые крупные и многочисленные антимигрантские демонстрации.

Несмотря на то что коммунисты были гораздо менее успешны в выстраивании новой идеологии и очистке немецкого общественного сознания от нацизма, угроза нового Гитлера в Германии крайне мала: когда та же «Альтернатива» заигрывала с откровенно нацистскими лозунгами, ее рейтинг неизменно падал. Вполне вероятно, что мигрантский кризис и провал политики мультикультурализма поможет выковать новую германскую нацию, которая забудет гитлеризм, но сохранит гордость за свою великую страну, славную историю и несгибаемый народ.

Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Сидите и не трындите: в Огре решили, что критика начальства может создать «излишнюю напряженность в обществе»

Во внутренние правила муниципалитета Огрского края планируется внести изменения, которые ограничат работу консультативных советов жителей, включая критику решений местных властей. Об этом свидетельствуют "Рекомендации по обеспечению деятельности советов жителей самоуправления Огрского края", имеющиеся в распоряжении информационного агентства LETA.

Во внутренние правила муниципалитета Огрского края планируется внести изменения, которые ограничат работу консультативных советов жителей, включая критику решений местных властей. Об этом свидетельствуют "Рекомендации по обеспечению деятельности советов жителей самоуправления Огрского края", имеющиеся в распоряжении информационного агентства LETA.

Читать
Загрузка

Упростили донельзя, потому что иначе не сдадут и на 10% — директора гимназий об экзаменах по математике

В этом году экзамен по математике для 9-х классов был искусственно упрощен, чтобы все смогли закончить начальную школу, такую оценку высказал в эфире Латвийского телевидения учитель математики и заместитель директора 1-й Рижской государственной гимназии Дайнис Крикис. В свою очередь, Государственное агентство по развитию образования (VIAA), ответственное за содержание экзамена, это опровергает.

В этом году экзамен по математике для 9-х классов был искусственно упрощен, чтобы все смогли закончить начальную школу, такую оценку высказал в эфире Латвийского телевидения учитель математики и заместитель директора 1-й Рижской государственной гимназии Дайнис Крикис. В свою очередь, Государственное агентство по развитию образования (VIAA), ответственное за содержание экзамена, это опровергает.

Читать

Ради безопасности: Министерство культуры готово отказаться от премий

В целях экономии Министерство культуры планирует сократить расходы на премии и денежные награды в ведомстве, сообщила агентству LETA представитель по связям с общественностью министерства Даце Визуле.

В целях экономии Министерство культуры планирует сократить расходы на премии и денежные награды в ведомстве, сообщила агентству LETA представитель по связям с общественностью министерства Даце Визуле.

Читать

«Часть вины лежит на родителях»: зачисление детей в 10-й класс школы стало сродни битве за выживание

В этом году в Риге на конкурс по приёму в 10-е классы подали заявление 4672 выпускника основных школ. Но число мест в 10-х классах меньше, их 3897 — то есть спрос превышает предложение. В результате 775 учеников пока вообще не попали ни в одну из выбранных ими школ, хотя среди них есть и те, кто показал высокие экзаменационные результаты (75-80%). Отчасти причина — в дублирующихся заявках, рассказала в передаче Латвийского радио 4 «Домская площадь» директор Рижской государственной Агенскалнской гимназии Ивета Ратиника.

В этом году в Риге на конкурс по приёму в 10-е классы подали заявление 4672 выпускника основных школ. Но число мест в 10-х классах меньше, их 3897 — то есть спрос превышает предложение. В результате 775 учеников пока вообще не попали ни в одну из выбранных ими школ, хотя среди них есть и те, кто показал высокие экзаменационные результаты (75-80%). Отчасти причина — в дублирующихся заявках, рассказала в передаче Латвийского радио 4 «Домская площадь» директор Рижской государственной Агенскалнской гимназии Ивета Ратиника.

Читать

Страны Балтии договорились укреплять сотрудничество в сфере всеобщей обороны

 Заместители министров обороны стран Балтии договорились в Риге об укреплении трехстороннего сотрудничества, сообщило в понедельник Министерство обороны Литвы. Литву на встрече представлял вице-министр Томас Годляускас.

 Заместители министров обороны стран Балтии договорились в Риге об укреплении трехстороннего сотрудничества, сообщило в понедельник Министерство обороны Литвы. Литву на встрече представлял вице-министр Томас Годляускас.

Читать

Под колпаком: финансовые службы Латвии хотят знать обо всех, у кого более 750 евро «наличкой»

Планируется, что субъектам ( к ним относятся и банки - прим. ред.) Закона о предотвращении легализации преступно полученных средств и финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения (NILLTPFN) потребуется подавать пороговые декларации в случаях, когда физическое лицо осуществляет внесение наличных средств в размере от 750 евро и более, или снятие наличных в размере от 1500 евро и более.

Планируется, что субъектам ( к ним относятся и банки - прим. ред.) Закона о предотвращении легализации преступно полученных средств и финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения (NILLTPFN) потребуется подавать пороговые декларации в случаях, когда физическое лицо осуществляет внесение наличных средств в размере от 750 евро и более, или снятие наличных в размере от 1500 евро и более.

Читать

«Как мы можем требовать от них говорить по-латышски, если наши же дети…» В соцсетях разгорелся интересный спор

«Что это за феномен — девочки-подростки общаются между собой по-английски? И не вставляя отдельные слова, а просто часть  разговора ведя полностью на английском. А потом продолжают о чём-то другом чисто по-латышски. И именно девочки, парней я ещё так себя ведущими не видел», - вопрошает пользователь сети Х Арманд. В комментариях ему накидали разных версий. 

«Что это за феномен — девочки-подростки общаются между собой по-английски? И не вставляя отдельные слова, а просто часть  разговора ведя полностью на английском. А потом продолжают о чём-то другом чисто по-латышски. И именно девочки, парней я ещё так себя ведущими не видел», - вопрошает пользователь сети Х Арманд. В комментариях ему накидали разных версий. 

Читать