«Это происходит всюду, также в Латвии уменьшается способность друг друга услышать. Мы как тетерева во время гона слышим только себя или небольшую группу своих единомышленников, которую называем социальным пузырем.
Отражаем свои идеи, но противников считаем врагами, соответственно именуя их фашистами, идиотами, пресмыкающимися. Как тогда выглядит общество в ракурсе политических убеждений? С одной стороны пути правые радикалы, с другой — левые.
Я сам всегда был центрист, которому важно не упасть ни в одну, ни в другую канаву, но пытаться удержаться на середине пути. Однако у меня нет такой установки, что нужно запретить радикалов. Ибо они как столбики, указывающие на края дороги. Однако такие столбики хороши, когда они в умеренном количестве. Если канавы берут верх и экстремисты приближаются к государственной власти, это угрожает демократии и действительно опасно».
Глава правительства в середине 1990-х, Гайлис поддерживает введение военного обучения в школе. «Мужчинам не повредит освоить навыки защищать себя и других. Считаю, что также обязательная воинская служба не есть что-то плохое. Я в свое время служил в советской армии - в обычной воинской части в Белоруссии, - и моему характеру это пошло только на пользу. А именно, дисциплина и то, что надо делать, что положено, например, нужно вымыть туалет.
Да, были случаи дедовщины. Но тут опять нужно сказать — многое зависит от собственного характера. К тому же, когда был в армии, сразу вспомнил все, что умею — играл на скрипке, занимался спортивным ориентированием — был в сборной Прибалтийского военного округа. Ибо это позволяло разносторонней и интересней проводить годы службы».
Тем же, кто принципиально против насилия, М. Гайлис также находит вариант: «Уже в конце восьмидесятых предлагалась альтернативная служба, а именно, служить обществу, работая санитаром в больнице. Однако также в таком случае — работая, обслуживая, а не отдыхая и лентяйничая. Почему бы к такой модели не вернуться?»