И в наши дни тоже демократия в Латвии – под угрозой: «По-моему, да. Демократия очень хрупкое образование».
По наблюдению философа, людей в Латвии могут мобилизовать «только тупые вещи», но он не стал распространяться, какие именно. Однако крайне тревожащим является огромное неравенство между различными социальными группами. Да, эти проблемы можно было бы решить – но «если бы у нас было социально ответственное государство», признал Шуваев.
Баррикады 1991-го – не единственные массовые протесты в современной истории Латвии. Был еще и январь 2009-го – те выступления, по оценке философа, были «тотальной безответственностью» всех вовлеченных сторон. Организаторов митинга, людей, бросавших булыжники, полиции, политиков – всех.
Шуваев считает, что людям следует выбирать другие формы протеста – например, гражданское неповиновение, сознательное неподчинение приказам властей. Но это неповиновение не должно носить насильственный характер, и его стоит пускать в силу, когда все легальные средства исчерпали себя.
Кроме того, сложно допустить, что благодаря тем массовым и буйным протестам ситуация теперь стала намного лучше. Так что произошедшее в 2009-м нельзя назвать акцией гражданского повиновения, отметил философ.