По прогнозам Еврокомиссии в Латвии в ближайшие 43 года станет на 30% меньше жителей - к 2060 году в стране останется лишь 1,4 млн. жителей. И чем ближе Международный день защиты детей, тем отчетливее звучит вопрос: а останутся ли в Латвии через эти 43 года дети, или нам к тому времени больше некого будет защищать?
Минус 1% каждый год
Откуда же такие мрачные прогнозы Еврокомиссии? Там есть свои неглупые экономисты, но не будем ходить далеко - свежая демографическая статистика апреля в принципе демонстрирует суть проблемы.
В первом квартале 2017 года в Латвии родилось на 365 детей (6,9%) меньше, чем за тот же период прошлого года - это данные Центрального статистического управления. В этом году умер 8 031 человек, что на 183 (2,3%) больше, чем в первом квартале прошлого года. Численность населения Латвии за первые три месяца этого года сократилась на 3 083 человек (на 2 535 человек за аналогичный период 2016 года). ЦСУ отмечает, то 2017-й стал самым неудачным с точки зрения динамики рождаемости за последние 5 лет.
Впрочем, эта крошечная статистика никак не выбивается из общей демографической картины, а только подтверждает 20-летнюю тенденцию усыхания страны. Например, за прошлый год население Латвии уменьшилось на 16 тыс. человек. Это примерно 1% от общей численности населения, и такая тенденция - сокращение населения примерно на 1% - наблюдается с конца 1990-х годов.
Причин, собственно, две: превышение смертности над рождаемостью и эмиграции над иммиграцией. Прибавим к этому снижение рождаемости из-за последствий демографической ямы 90-х годов, когда рождаемость упала ну просто катастрофически. "Нерожденные дети не родят еще больше детей" - так любят говорить демографы. Простые цифры: пару лет назад в Латвии было около 210 тыс. женщин до 35 лет, которые теоретически способны рожать детей, к 2023 году их будет всего 160 тысячи. За 10 лет - минус 50 тысяч женщин. А это еще минус 1,5 ребенка на каждую женщину.
В принципе, в какой-то момент процесс уже становится необратимым, когда депопуляцию остановить невозможно никакими мерами, даже африканской рождаемостью. А она в наших экономических условиях, согласитесь, выглядит как mission Impossible.
Плохая демография? Не слышали!
В какой же момент мы "проспали" демографию? Ответ на этот вопрос многим покажется удивительным. Дело в том, что многие годы правительство в упор не замечало проблему демографии. Ее как будто бы не было вовсе. Ни тогда, когда в 90-х годах Латвия теряла по 50-60 тысяч человек в год. Ни в начале 2000-х, когда обживать Ирландию двинулись первые потоки латвийских эмигрантов. Ни в середине 2000-х, когда жесткий экономический кризис не оставил для латвийцев никакого выбора. Помнится в 2008 году в одном из интервью премьер Иварс Годманис на вопрос журналиста о том, считает ли он эмиграцию проблемой Латвии, удивленно заметил, мол, а что разве есть такая проблема?
Доходило до смешного. Группа демографов Латвийского университета, наблюдая, как вымирает Латвия, в 2011 году наконец не выдержала и по собственной инициативе разослала в разные министерства анкеты об эмиграции. Чтобы наконец понять - что же наши министры думают по этому вопросу. Тогда многие министры честно прислали ответы, указав, что не видят проблем в том, что люди уезжают, мол, все у нас в порядке.
Когда ближе к концу 2000-х правящие, наконец-то очнулись от спячки, оказалось, что в стране нет уже 300 тысяч человек. Впрочем, реальные цифры человеческих потерь за 25 лет независимости еще больше. В конце 1980–х в Латвии проживало почти 2,7 млн. человек. За четверть века население Латвии сократилось на 800 000 человек. Всего лишь за четверть века. Ситуация, как после войны...
Копаем демографическую яму
Демография - это не то, что происходит сейчас, а то, что будет с нами через 10, 20 и 50 лет. За примерами далеко ходить не надо. Взять хотя бы соседнюю Эстонию. Там за последние годы практически выровнялся баланс между рождаемостью и смертностью: рождаемость идет в гору.
К примеру, с этого года многодетные семьи Эстонии стали получать дополнительное пособие. Семья, в которой растет от трёх до шести детей с 2017 года получает, кроме уже существующего детского пособия (50 евро на первых двух детей и 100 евро на каждого последующего), дополнительно 300 евро в месяц. Если в семье семеро и больше детей, то государство будет давать дополнительно 400 евро в месяц. В Латвии о таком и не мечтали. У нас пособия на детей в два раза меньше. Пособие на первого ребенка в семье – 11,38 евро в месяц, на второго - 22,76 евро, на третьего ребенка – 34,14 евро. Почувствуйте разницу!
Очевидно, что и в Латвии рождаемость могла бы вырасти и даже без этих пособий, если бы семьи не боялись оказаться на пороге бедности. И снять это проклятие нищеты могла бы здравая государственная политика в области демографии. Но, к сожалению, у правительства, в том числе Министерства благосостояния, налицо другие приоритеты. Эстонцы в свое время вложили почти миллиард евро в демографию страны, и сейчас пожинают плоды.
Приезжают, чтобы уехать
С эмиграцией тоже все непросто. Самое печальное то, что около 80% латвийских эмигрантов на момент, когда они уезжали за границу, находились в трудоспособном возрасте. Если бы они остались здесь, то могли бы содержать латвийских пенсионеров, детей и чиновников. Учитывая, что Латвия стремительно вымирает и стареет, каждый трудоспособный человек буквально на вес золота. Конечно, эмигранты все же подпитывают латвийскую экономику своими деньгами, отсылая родственникам часть зарплаты, но социальный бюджет страны, в который не идут налоги, это не спасает.
Конечно, кто-то и возвращается в Латвию. Однако, как показало последнее масштабное исследование по реэмигрантам, из всех уехавших за последние годы латвийцев только около 30-40% вернулись в Латвию. Как показывают результаты исследования, 41% из вернувшихся говорят, что только "с трудностями" или "с большими трудностями" сводят концы с концами здесь, в Латвии, а ведь на чужбине таких было всего 3%. В целом уровень удовлетворенности жизнью на родиной оказался очень низкий — 5 по 10-балльной шкале.
Неудивительно, что тоже самое исследование показало: четверть (25%) реэмигрантов, скорее всего, не останутся в Латвии. Уехать более склонны те реэмигранты, которые сейчас "с трудом сводят концы с концами", а также те, у кого за границей подобных проблем не было. Как же помочь этим людям? Прежде всего, обеспечить стране рабочие места, что подразумевает под собой помимо демографии грамотную экономическую политику. Но где ж ее взять?
Минус 8 миллиардов
Что мы имеем в итоге и к чему все это приведет? Демографы предупреждают: если темпы нынешней эмиграции сохранятся, то через 20–25 лет в Латвии останутся одни пенсионеры. Неясно, кто же будет платить им пенсии и кто будет платить налоги в бюджет? Кто будет покупать товары и услуги в Латвии? Кто будет содержать дороги и больницы?
Каждый уехавший за границу житель страны — это прямые и косвенные убытки для Латвии. Эмигранты больше не платят в Латвии налогов, не создают добавочную стоимость, не вносят свой вклад в ВВП страны, не покупают товары, не строят дома… Давайте подсчитаем приблизительные потери.
Минус 370 тысяч человек, из которых 300 тысяч - в трудоспособном возрасте. В прошлом году ВВП Латвии составил 25 миллиардов евро. В расчете на одного работника (всего в Латвии работают 893,3 тысячи человек) - около 28 тысяч евро в год. Соответственно, если бы все 300 тысяч уехавших работников находились в Латвии, то теоретически они бы заработали для страны 8,5 миллиардов евро. Уровень налогообложения в Латвии составляет около 30%. Таким образом, Латвия только в виде налогов теряет 3,4 миллиарда евро в год. Это деньги на наше вечно нищее здравоохранение, образование без закрытия школ и стимулирование рождаемости. Но, похоже, у нашего правительства совсем другие приоритеты. К сожалению, в коалиции сидят фискально ответственные, но демографически бестолковые политики, которых вымирание страны ничуть не волнует. Другими словами, после меня - хоть потоп.
Справка
Согласно данным Центрального статистического управления, вот так выглядит демографическая ситуация в Латвии за один день (в среднем).
60 человек рождаются
78 человек умирают
34 пары заключают брак
17 пар разводятся
28 человек приезжают жить в Латвию
52 человека уезжают из Латвии