Почетный президент Латвийской Конфедерации бизнеса Эрик Розенцвейг считает, что состояние государства можно определить почти исключительно по состоянию дорог. В интервью «Неаткариге» он оценивает эту связь и ее качество.
- Насколько я знаю, Эрик, вы тщательно исследуете каждую тему, за которую беретесь. Однако дороги для вас уже не являются чем-то новым ...
- Они не являются чем-то новым и для наших правящих сил, которые говорят о дорогах все, что придет на ум. К сожалению, я забыл имя француза, который сказал: покажите мне дороги той страны, и я скажу вам, на что она способна. Будем говорить откровенно... В моем понимании самая красивая и самая удобная североевропейская страна - Латвия - по какой-то причине стала самой голой страной.
Экономику мы, простите, нивелировали, сельское хозяйство - тоже. Поэтому мы теряем жителей. И главный показатель всего этого — дороги.
- Вот, наш министр сообщения Улдис Аугулис в интервью «Неаткариге» рассказывает, что доходов от акциза на топливо хватит на то, чтобы строить и ремонтировать латвийские дороги - 550 миллионов евро в год. В чем проблема?
- Прежде всего — при создании латвийских дорог используется в основном устаревшая технология. Сегодня не только в Европе, но и в других частях мира, используют технологии, которые называются - стабилизация грунта.
И в Латвии есть примеры использования такой технологии. Первый - в 2012 году в Рижском порту была сделана площадь, которая до сих пор отлично функционирует. Без повреждений.
Другой пример: у американской компании, занимающейся добычей торфа в Ливберзе, была проблема — как через торфяник попасть на нормальную асфальтированную дорогу. И вот уже четыре года в Ливберзе находится отрезок дороги, построенный по технологии стабилизации грунта. Кстати, эту дорогу построили 21 мая за нескольких часов. Погода была плохой, лил дождь ... Тем не менее, при сдаче все критерии отвечали нормам.
Мой знакомый, руководитель "Латвияс валстс цели" Янис Ланге довольно часто проверяет состояние этой дороги. По моей просьбе команда г-на Ланге в прошлом году провела повторную проверку. Оказалось, что дорога стала еще крепче! Никаких повреждений.
Итак, в первую очередь - технологии, которые мы используем, являются устаревшими; во-вторых - они очень трудоемкие и требуют много времени; в-третьих - они в несколько раз дороже затрат на технологии стабилизации грунта.
- Но почему же мы не выбираем ту технологию, которую вы так хвалите?
- Я позвонил главе общества "Латвияс целю бувниекс" Андрису Берзиньшу и спросил: сколько стоит один километр догори нормальной ширины (семь с половиной метров), при расчетной нагрузке - 10 тонн на ось? Он ответил — миллион евро. Я сказал: Андрис, если бы использовалась технология стабилизации грунта, это бы стоило 200 тысяч. Есть разница? Не так ли?
Как понимаете, я не один. За мною стоят люди, разбирающиеся в таких вещах, поддерживающие и действующие в рамках своих возможностей. Мы наладили связи с поляками. Так как эта технология наилучшим образом зарекомендовала себя в Польше. А у нас, насколько я знаю, грунт похожий…
Почему мы должны говорить об этом сейчас? Потому, что мы совершенно ясно понимаем - у нашей экономики сейчас не самые хорошие времена. И у наших дорог - тоже. Но денег на восстановление дорог, с использованием старых технологий, потребуется несравнимо больше, чем на самом деле можно было бы израсходовать.
Поэтому еще в июне прошлого года я обратился к премьер-министру Марису Кучинскису с письмом - предложением. Помимо прочего, я писал, что 10 000 из 13 000 дорог, находящихся в ведении самоуправлений, из-за хронической нехватки средств весной и осенью становятся непригодными для использования. К тому же, мы, например, выразили готовность (если бы правительство согласилось) уже в прошлом году, с использованием привлеченной конфедерацией технологии, привести в полный порядок 100 км грунтовых дорог с гарантией на десять лет. Судя по ответу,
премьер отказался от предложенного нами решения катастрофической ситуации с дорогами. Не стал даже вникать в его суть.
И все же - Янису Ланге дано задание провести инвентаризацию латвийских дорог. Это надо было сделать уже давно, но опять-таки - зачем проводить инвентаризацию всего? О всех дорогах сейчас серьезного разговора быть не может. Очень многие люди уехали. Ряд населенных пунктов почти опустел. Часть дорог больше не нужна.
Значит надо думать: во-первых — об эксплуатации, во-вторых- о приведении в порядок именно необходимых дорог. Мы должны понимать, какие дороги нам необходимы в первую очередь, которые — второстепенной необходимости, которые — менее важны...
Вопрос - а деньги? Где возьмем деньги? Так, в этом году выделены 286 млн. Но если один километр действительно стоит миллион евро, то выходит, что требуется четыре миллиарда. Ужас.
Комментарий press.lv:
Только погодите негодовать и возмущаться: "Да что они там, во влати, идиоты что-ли? Вот же есть прекрасная технология, дешевле существующих - почему не использовать её?" Почему-почему... Потому что там как раз сидят не идиоты.
Помните анекдот про отца и сына проктологов? Сын замещал папу на приёме и потом хвастается ему:
-Помнишь этого Голдманиса, ну, миллионера? Ты ему еще 20 лет геморрой лечил. Так вот я избавил его от него за один приём.
-Ты что, сынок, идиот!? Этот его геморрой кормил нас 20 лет!
Какая самая экономически выгодная для вывода капитала функция в министерствах, отвечающих за общественную инфраструктуру? Ремонт и закупка оборудования. Чем больше нужно ремонтировать, тем больше проводится конкурсов... Дальше нужно объяснять или сами уже догадались?
С этой точки зрения ни одному "разумному" чиновнику не придёт в голову строить нечто, что не то что не нуждается в ремонте, а еще и само укрепляется с годами. Потому что тогда контролируемые им денежные потоки будут стремиться к сокращению, ибо мало ли в Латвии проблем кроме дорог? Перебросят средства на образование или медицину. А ведь ему еще собственных детей учить и свой геморрой лечить. А на какие шиши?
Кстати, в медицине и образовании - те же схемы. Когда учителя и медсестры требуют повышения зарплат, то эти добрые люди просто не понимают "политической целесообразности". Ведь если у вас 100 врачей или 100 учителей, и каждому выдается пусть достойная, но в целом средняя по стране зарплата — тут много "не возьмешь". А если у вас 50 врачей получают чуть выше минималки, зато главврач в разы больше, чем они все вместе взятые, то ему можно тонко намекнуть - делиться надо. И не только зарплатой (хотя и пожертвования партиями никто не отменял), но лояльностью к тем или иным поставщикам...
Одним словом, в Латвии есть одна беда. И это далеко не дороги.