В сообщении поясняется, что по новому закону переход должен состояться к сентябрю 2025 года. Но с сентября 2023 года все дошкольники, учащиеся первых, четвертых и седьмых классов будут обучаться только на латышском языке.
Де-факто ликвидация какого языка?
«Эти поправки, жестко ограничивающие образование на языках меньшинств, противоречат международным стандартам в области прав человека, в том числе запрету дискриминации по языковому признаку и Конвенции ООН о правах ребенка», — цитируются в сообщении эксперты ООН.
В Латвии звучали призывы отложить принятие законопроекта до того момента, как жалобы противников этого решения рассмотрит Европейский суд по правам человека и Комитет ООН по правам человека. Однако в сентябре 2022 года парламент Латвии принял законопроект без существенных изменений, отмечают эксперты.
Они также подчеркнули, что разработка и рассмотрение законопроекта проходили без активного и полноценного участия непосредственно затронутых меньшинств, что противоречит международным стандартам в области прав человека. Эксперты потребовали от латвийских властей объяснений по поводу того, как проходили консультации с общинами меньшинств, и подчеркнули, что такие жесткие ограничения могут означать де-факто ликвидацию какого-то языка.
«Согласно международному праву и региональным механизмам, латвийское правительство обязано защищать и поддерживать языковые права национальных меньшинств и не допускать их дискриминации», — еще одна цитата вышеупомянутых экспертов.
К таким выводам пришли специальный секретарь ООН по вопросам нацменьшинств Фернанс де Варенс, специальный секретарь ООН по праву на образование Фарида Шахед и специальный секретарь ООН по правам культуры Александра Ксантаки.
Независимые эксперты ООН выбираются Советом по правам человека. Приглашенные специалисты не являются сотрудниками ООН и не получают заработную плату.
Министерство иностранных дел: реформа образования никого не дискриминирует
Как ранее отмечало Министерство иностранных дел (МИД), Латвия представила свою образовательную реформу различным международным организациям, в том числе специальным докладчиками ООН, Верховному комиссару ОБСЕ по делам меньшинств и Венецианской комиссии Совета Европы.
В 2020 году Венецианская комиссия признала, что реформа образования не является дискриминирующей по отношению к меньшинствам. Цель реформы – повышение уровня владения национальным языком – легитимна, и участие меньшинств в создании реформы было пропорциональным.
Суд Сатверсме также оценил соответствие некоторых аспектов образования нацменьшинств Конституции Латвийской Республики и международным обязательствам Латвии в области прав человека. И постановил, что реформа не дискриминирует лиц, принадлежащих к нацменьшинствам, подчеркнули в МИД.
Устранение последствий советской оккупации и русификации
В Министерстве иностранных дел поясняют, что реформа образования в Латвии началась в середине 90-х годов прошлого века с целью увеличения использования государственного языка на всех уровнях образования, и это был один из способов искоренения последствий советской оккупации.
«В результате советской русификации и миграционной политики школьная система в Латвии была сегрегирована. В Латвии было две разные школьные системы — латышская и русская, где у каждой была своя учебная программа», — отмечает МИД.
По оценке министерства, переход на госязык в образовании был постепенным и пропорциональным.
«В результате реформы образования увеличилось использование государственного языка на различных уровнях образования. В ходе реализации реформ были сохранены билингвальные программы образования, обеспечивающие лицам, принадлежащим к меньшинствам, возможность развивать свою языковую, этническую и культурную идентичность в соответствии с Конституцией Латвии».
Президент Латвии Эгилс Левитс в ноябре прошлого года отметил, что решение Сейма перейти на обучение только на латышском языке будет иметь большое значение в будущем. По мнению президента, это необходимая реформа, которая не только объединит латвийское общество, но и сделает Латвию более латышской.