Сейчас, когда российская армия несет смерть всем, кого настигает пуля, и превращает Украину в руины, следует помнить, что одним из публично заявленных намерений Путина было использовать эту войну для того, чтобы "привлечь к ответственности тех, кто совершил в Украине множество кровавых преступлений против мирных людей, включая российских граждан".
"Я принял решение о проведении специальной военной операции. Его цель - защитить людей, над которыми киевский режим издевается и подвергает геноциду на протяжении 8 лет", - сказал Путин 24 февраля.
За этой ложью Путина о геноциде в Украине последовало обращение Украины в Международный суд ООН в Гааге.
Решение суда о прекращении боевых действий было проигнорировано Россией. Второй гаагский суд, Международный уголовный суд, также начал расследование.
"Суд будет использовать свою юрисдикцию и расследовать все случаи геноцида, преступлений против человечности или военных преступлений, совершенных на территории Украины с 20 февраля 2014 года", - заявил Карим Хан, прокурор Международного уголовного суда.
Всемирная организация здравоохранения зафиксировала, что Россия нанесла по меньшей мере 43 прицельных удара по медицинским учреждениям в Украине. Родильный дом и беременная женщина, умершая вместе со своим новорожденным, - лишь один из примеров. Жилые районы были разрушены, а жители убиты. Людей расстреливали в очереди за хлебом.
Президент США Джо Байден назвал Путина военным преступником. Сенат США единогласно признал это.
"Мы все, демократы и республиканцы, вместе заявляем, что Владимир Путин не сможет избежать ответственности за зверства, совершенные против украинского народа", - сказал Чак Шумер, лидер демократического большинства в Сенате США.
Латвия присоединилась к другим странам в сборе доказательств.
По инициативе президента Эгила Левитса принято решение, что Генеральная прокуратура будет собирать, обобщать и передавать в Международный уголовный суд свидетельства украинских беженцев, получивших убежище в Латвии.
"Есть случаи, когда президента страны действительно судили и осудили в Гааге. Именно президент Сербии Милошевич был экстрадирован в Гаагу Сербией. И там он был осужден за военные преступления", - пояснил Левитс. "Есть и другие случаи. Допустим, если этот человек все еще находится у власти, то в этом случае он не может никуда выехать за пределы своей страны, потому что как только он прибывает в другую страну, его там арестовывают и передают в Гаагу. Так произошло, например, с бывшим президентом Судана. Так что это зависит от того, какова ситуация в Москве".
Возможности судебного разбирательства гораздо сложнее, чем, например, в так называемом Югославском трибунале. Тогда трибунал был специально создан решением Совета Безопасности ООН. Это позволило осудить даже самых высокопоставленных чиновников, поскольку следователи имели доступ к документам, включая политическую переписку. Но в данном случае Кремль сам заседает в Совете Безопасности.
"Если будут очень серьезные реформы ООН, где будет снято вето России в Совете Безопасности ООН, то, конечно, все возможно. Но резолюция Совета Безопасности уже является основой, на которой создаются трибуналы", - сказал Улдис Кинис, бывший председатель Конституционного суда.
Судья Кинис, который сам принимал участие в югославском трибунале, признает, что даже тогда, при очень благоприятных обстоятельствах, не все шло хорошо для суда. Однако в общей сложности 161 человек был осужден. Трибунал действовал в течение 24 лет.
Но, например, в Грузии, где после российского вторжения и оккупации Южной Осетии не было отдельного трибунала при поддержке Совета Безопасности ООН, прошло уже более 13 лет, а обвинительных заключений так и нет.
По сравнению с Грузией, в Украине, возможно, легче с доказательствами, но для того, чтобы найти виновных, необходимо, чтобы цепочка командования была подтверждена фактами.
"В международных преступлениях одного этого будет недостаточно - ясно, что там падают снаряды", - сказал Кинис. "Например, я слушал интервью с русскими, с русскими летчиками, которые попали в плен. Он сказал, что осознал необходимость бомбить гражданские объекты. Он понял, что это незаконно, преступно, но он бросил эту бомбу. Таким образом, это факт, и это четко доказано, что он совершил военное преступление своими действиями. Это однозначно".