Мировая экономика продолжает восстанавливаться после пандемии COVID-19. После резкого экономического спада, произошедшего в прошлом году, в большинстве стран мира ожидается стремительный рост. Так, в странах Балтии ВВП в первой половине этого года уже достиг докризисного уровня.
Предприниматели в еврозоне, США, Китае и других крупнейших экономиках сохраняют позитивный настрой, и объем новых заказов в мировой промышленности продолжает расти. В развитых странах по мере отмены связанных с COVID-19 ограничений постепенно восстанавливается и сектор услуг.
Согласно июльским прогнозам Международного валютного фонда (МВФ), рост мировой экономики в 2021 году составит 6,0%, а в 2022 году - 4,9%. Стремительное оздоровление экономики стало возможным благодаря беспрецедентным монетарным и фискальным мерам поддержки. Так, в среднесрочной перспективе ВВП еврозоны может вернуться близко к доковидной траектории роста, в свою очередь ВВП США в 2023 году может даже оказаться даже выше, чем прогнозировалось до пандемии COVID-19.
Впрочем, восстановление экономики носит неравномерный характер, и неожиданно высокий спрос в промышленном секторе, а также перебои в цепях поставок привели к дефициту некоторых товаров, задержкам поставок и росту издержек.
Пандемия COVID-19 и новые волны распространения вируса по-прежнему создают риски для экономики.
Тем не менее, в странах-лидерах по вакцинации, таких как Великобритания или Израиль, сейчас наблюдается значительно меньше госпитализаций и случаев смерти, чем в предыдущие вспышки вируса. С уменьшением опасности заражения вирусом снижается также потребность в различных ограничениях, следовательно, сокращается и связанное с ними негативное влияние на экономику.
В странах Балтии, особенно в Латвии, осенью этого года вероятно возникновение новой волны COVID-19, так как показатели по вакцинации здесь по-прежнему значительно ниже среднего уровня по ЕС. Это может означать введение новых ограничений в экономике.
В то же время рост заболеваемости COVID-19 в странах АСЕАН и вспышки вируса в Китае с низким охватом вакцинацией, придерживающегося стратегии нулевой заболеваемости COVID-19, стали причиной новых ограничений в этом крайне важном для мировой промышленности регионе. Это может привести к еще более серьезным сбоям производства, проблемам с поставками и давлению издержек.
В экономику возвращается инфляция
Перебои в цепях поставок и безудержно растущий спрос привели к резкому подорожанию природных ресурсов, различных товаров и транспортных услуг. С середины прошлого года мировые цены на нефть выросли с 30-40 долларов США за баррель до примерно 70 долларов за баррель. Резко подскочили также цены на продукты питания, металлы и пиломатериалы. Тем временем скоординированная монетарная и фискальная экспансия стала причиной роста обеспокоенности касательно потенциальных инфляционных рисков в более долгосрочной перспективе. Впрочем, хорошей новостью можно считать то, что исторически подорожание ресурсов в мире не приводило к устойчивому росту уровня инфляции. Кроме того, с начала лета темпы роста цен на ресурсы стабилизировались.
Так, цены на нефть снова опустились ниже 70 долларов США за баррель, а мировые цены на продукты питания уменьшились на 3,8%, значительно упали также цены на пиломатериалы и металлы. Тем не менее, вероятность наступления в мире продолжительного периода более высокой инфляции полностью исключить нельзя. В мировой промышленности по-прежнему наблюдаются разрывы цепей поставок, цены продолжают расти, а безработица стремительно сокращается. Разгон инфляции сейчас больше угрожает США, так как инфляция там была более высокой, чем в еврозоне или Китае, где рост цен, кроме энергии и продуктов, остается низким.
Темпы роста мировой экономики достигли максимума
Беспрецедентные фискальные и монетарные меры поддержки способствовали восстановлению мировой экономики после вызванного пандемией спада, однако сейчас правительства начинают сокращать фискальные дефициты, а растущая инфляция заставляет центральные банки идти на сворачивание монетарных мер поддержки.
Возобновление работы сферы услуг после отмены связанных с COVID-19 ограничений определенно будет способствовать дальнейшему восстановлению экономики, в то время как в других отраслях спрос пока остается высоким и в скором времени может пойти на спад. Например, для США это первая рецессия в истории, когда наблюдается рост спроса на товары длительного пользования. Ни производители, ни продавцы в начале пандемии были совершенно не готовы к такой ситуации. Все это вкупе с вызванными COVID-19 разрывами производства и проблемами логистики существенно ударило по запасам многих товаров. Фактически сегодня мировое производство пытается не только удовлетворить текущий спрос, но и восполнить запасы на складах. Цикл восполнения запасов, скорее всего, продолжится до первой половины 2022 года, но за ним может последовать ослабление спроса.
На сегодняшний день экономика восстанавливается очень стремительными темпами и их нормализация никого не удивит, тем не менее, в последние месяцы показатели крупнейших экономик мира становятся менее позитивными и все чаще оказываются слабее прогнозированных. Подобные негативные экономические сюрпризы чаще всего сигнализируют о смене общего настроения, и не исключено, что глобальные макроэкономические перспективы ухудшатся к концу 2021 года.
Экономики стран Балтии достигли доковидного уровня
Сильный внешний спрос в промышленности, растущие объемы глобальной торговли, частичная отмена связанных с Covid-19 ограничений, а также реализуемые правительствами меры поддержки экономики способствовали оздоровлению экономики в балтийском регионе. Настроение предпринимателей в странах Балтии остается сильным, а ВВП уже превысил докризисный уровень. ВВП Латвии во 2-м квартале 2021 года вырос на 10,3% по сравнению с предыдущим годом, в то время как ВВП Литвы во 2-м квартале увеличился на 8%, а в Эстонии рост ВВП в 1-м квартале 2021 года в годовом выражении составил 5%.
Таким образом, экономика Латвии вернулась на допандемийный уровень, хотя в 1-м квартале 2021 года экономика Латвии отставала от экономик Литвы и Эстонии. Это связано с продолжающимся снижением объемов грузов в латвийской транзитной отрасли, более серьезными ограничениями в торговле, а также успешной работой отдельных предприятий Эстонии. Впроем, предоставление некоторых услуг по-прежнему ограничено, показатели вакцинации в странах Балтии отстают от средних показателей по ЕС, а позитивные показатели роста в целом мало говорят о силе и стабильности балтийской экономики, а также о потенциале ее роста после отмены реализуемых правительствами мер поддержки.
Несмотря на вторую волну COVID-19, макроэкономические прогнозы стран Балтии с конца 2020 года практически не изменились, в то время как планируемый дефицит бюджета и объемы внешней задолженности выросли.
Сильный глобальный спрос способствует росту производства. Балтийские производители сейчас испытывают позитивное влияние сильного спроса мировой промышленности, так как спрос в отдельных сегментах производства превышает предложение. Это привело к сокращению запасов товаров, задержке поставок, а также к росту стоимости товаров и транспортных расходов. Это не радует потребителей, однако для производителей в странах Балтии это означает новые заказы, объем которых в первые шесть месяцев этого года существенно вырос.
В июне 2021 года выпуск обрабатывающей промышленности в странах Балтии вырос на 10,9% по сравнению с июнем 2020 года, в свою очередь в Литве прирост обрабатывающей промышленности составил 21,2%, а в Эстонии - 10%. В июне, как и в предыдущие месяцы, позитивная динамика роста в годовом исчислении была зафиксирована почти во всех отраслях производства, в большинстве из них объемы производства уже превысили высокий доковидный уровень.
Стремительный рост объемов производства стал одним из факторов, который также способствовал общему оздоровлению экономики в странах Балтии. Однако распространение дельта-штамма COVID-19 в странах Юго-Восточной Азии и Китае негативно сказалось на промышленности и работе портов этих стран, поэтому проблемы с глобальными поставками могут обостриться к концу года. Поэтому можно предположить, что цикл восстановления запасов и рост производства в мире продолжится, по крайней мере, до начала 2022 года, и это хорошая новость для балтийских производителей.
Ослабление ограничений способствовало росту потребления и розничной торговли в странах Балтии. С ослаблением связанных с COVID-19 ограничений оборот розничной торговли в странах Балтии не только вернулся на прежний уровень, но и продолжает расти. Так, в июне 2021 года оборот розничной торговли в Латвии в сравниваемых ценах вырос на 5,9% по сравнению с прошлым годом, а в Литве и Эстонии он был, соответственно, на 15,3% и 12,2% больше, чем в июне 2020 года.
Росту торговли в странах Балтии в 2021 году способствовала как ограниченная доступность услуг, так и реализуемые странами меры поддержки экономики и относительно хорошая ситуация на рынке труда, благодаря которой доходы населения продолжают расти. Ранее в 2021 году розничная торговля в Латвии отставала от Литвы и Эстонии из-за более строгих ограничений и медленных общих темпов восстановления экономики. Тем не мене, данные кредитных карт наших клиентов свидетельствуют о том, что потребление Литве и Латвии в июле и августе продолжало расти. При этом домохозяйства и предприятия существенно увеличили свои вклады в коммерческих банках во время пандемии COVID-19, что, возможно, будет способствовать росту потребления во второй половине года.
Сфера услуг по-прежнему является самым слабым звеном балтийской экономики. Несмотря на ослабление связанных с Covid-19 ограничений, они по-прежнему существенно влияют на некоторые отрасли услуг, такие как гостиничный бизнес, рестораны и развлечения. Кроме того, связанные с Covid-19 требования усложнили международный туризм, из-за чего количество иностранных туристов в 2021 году сократилось на 80%, по сравнению с 2019 годом. Таким образом, летний туристический сезон оказался даже слабее, чем в 2020 году.
Впрочем, ситуация в других отраслях услуг выглядит более обнадеживающей. Местный туризм развивается, почти не пострадал от Covid-19 также экспорт бизнес- и ИТ-услуг, который продолжает расти. Тем не менее, и в 2021 году Латвия в области экспорта услуг отстает от Литвы и Эстонии, что в основном обусловлено продолжающимся снижением объемов транзитных грузов. В свою очередь Литва добилась успеха в развитии финтех-услуг, и Вильнюс все увереннее становится финансовым центром Баалтии.
Меры поддержки экономики способствуют роста спроса в строительстве. Строительную отрасль в странах Балтии связанные с Covid-19 ограничения практически не затронули, и в 2021 году в отрасли ожидается рост.
Реализуемые правительствами меры поддержки экономики и сравнительно высокий спрос со стороны частного сектора, особенно в сфере строительства жилья, способствовали заметному улучшению настроения в строительной отрасли во 2-м квартале 2021 года. Сейчас главная проблема отрасли - это нехватка материалов и растущие издержки. Так, цены на стройматериалы во 2-м квартале 2021 года в странах Балтии выросли в среднем на 6-11% по сравнению с прошлым годом, хотя некоторые категории товаров, например пиломатериалы, подорожали значительно больше. Перспективы развития строительной отрасли на ближайшие годы выглядят позитивными.
На рынке недвижимости в странах Балтии по-прежнему царит активность, а цены на недвижимость неуклонно растут. В свою очередь с 2022 года в страны Балтии будут поступать инвестиции Фонда оздоровления экономики ЕС, и строительство Rail Baltica начнет набирать обороты. При этом Фонд оздоровления экономики ЕС выделил Латвии значительно более крупную сумму финансирования по отношению к ВВП, чем Литве или Эстонии. Это означает, что в ближайшие годы строительство может ожидать риск перегрева, так как возможности привлечения иностранной рабочей силы из-за пандемии COVID-19 весьма ограничены.
Ситуация на балтийском рынке труда улучшается, но по-прежнему остается неясной. Несмотря на вторую волну COVID-19, ситуация на балтийском рынке труда остается сравнительно хорошей. Уровень безработицы во 2-м квартале 2021 года в Латвии составил 7,9%, в Эстонии - 6,9%, а в Литве - 7,4%, при среднем показателе по ЕС 7,7%, в свою очередь зарплаты продолжают расти.
Впрочем ситуация в целом остается неясной, так как на показатели рынка труда влияют связанные с Covid-19 ограничения и предпринимаемые правительством меры поддержки. Доходы латвийских домохозяйств в 2021 году выросли, но в основном благодаря одноразовым пособиям. В то же время, несмотря на действующие ограничения и по-прежнему высокий уровень безработицы, нехватка рабочей силы снова становится основным ограничивающим развитие фактором почти во всех отраслях. Это наводит на мысль о том, что на самом деле резервы рабочей силы меньше, чем кажется, однако реальную ситуацию можно будет оценить только после отмены всех ограничений и мер поддержки.
Инфляция потребительских цен в Балтии выросла, но в основном из-за внешних факторов. Как и во всем мире, оздоровление экономики в странах Балтии привело к определенному росту инфляции, впрочем, общая инфляция потребительских цен пока остается умеренной и в основном зависит от внешних факторов, таких как цены на энергию и продовольствие.
В июле потребительские цены в Латвии выросли на 2,8% по сравнению с июлем 2020 года, в свою очередь в Эстонии и Литве рост цен составил соответственно 4,9% и 4,3%. Впрочем, на некоторые товары и услуги цены выросли гораздо больше, а цены на строительные материалы в индекс потребительских цен не входят. Потребительские цены, по всей видимости, будут расти и во второй половине 2022 года, так как рост мировых цен отразится на местных потребительских ценах с некоторым опозданием. Так, например, в последние месяцы в странах Балтии выросли цены на электроэнергию и природный газ. Холодная зима, жаркое лето и восстановление экономики, в первую очередь производства, способствовали росту спроса на электроэнергию.
Кроме того, в этом году в Европе резко выросла стоимость квот на выбросы углерода, что привело к подорожанию газа и получаемой из фоссильного топлива энергии. При этом погодные условия летом были неблагоприятными для производства имеющихся в нашем регионе возобновляемых ресурсов, а мощности передачи в Швецию и Финляндию по-прежнему ограничены. Если добавить к этому сложную ситуацию в мировой промышленности и логистике, то внешние факторы, скорее всего, будут продолжать создавать давление на цены в странах Балтии.
Одновременно дефицит рабочей силы в производстве, строительстве и сфере услуг усилит давление на зарплаты, что может привести к дальнейшему росту цен на услуги. Хотя инфляция цен на внутренние услуги на сегодняшний день пока остается низкой, риск ее роста определенно присутствует.
Рост в балтийском регионе будет сильным и во второй половине 2021 года, и в 2022 году
Инвестиции Фонда оздоровления экономики ЕС, отмена оставшихся ограничений и оздоровление сферы услуг, а также существенные накопления домохозяйств и сильный внешний спрос будут способствовать дальнейшему восстановлению балтийской экономики. Глобальные макроэкономические прогнозы выглядят крайне позитивными, но нельзя забывать, что глобальному развитию сейчас способствуют беспрецедентные монетарные и фискальные меры. Рост инфляции заставит центробанки начать сворачивать меры поддержки экономики, при этом последствия сокращения фискальных дефицитов в странах Балтии может оказаться более болезненным, чем кажется на данный момент.
Впрочем, ЕС приостановил фискальные правила до 2023 года, а балтийские домохозяйства по время пандемии COVID-19 накопили существенные средства, которые после ослабления ограничений, возможно, потекут в экономику. Кроме того, в следующем году в страны Балтии начнут поступать инвестиции Фонда оздоровления экономики ЕС, а сфера услуг после отмены ограничений может обеспечить разовый прирост ВВП на 3-4%.
Экономика находится в странной ситуации, и COVID-19 является только одним из рисков роста. Пандемия COVID-19 по-прежнему является риском для экономики, хотя опыт других стран показывает, что вакцины существенно снижают риск тяжелого течения заболевания и смертности.
К сожалению, показатели вакцинации от COVID-19 в странах Балтии остаются одними из самых низких в Европе, поэтому осенью вполне возможны новые вспышки заболеваемости и введение очередных ограничений в экономике. Следует отметить, что в целом экономика находится в очень странной ситуации.
Будем надеяться, что пандемия COVID-19 уже приближается к своей завершающей фазе, темпы роста мировой экономики сохраняются очень высокими, но они обеспечиваются мощными инструментами поддержки. Потенциал восстановления демонстрирует и сфера услуг, а рост инфляции подталкивает центробанки и правительства к сворачиванию мер поддержки. Тем временем уровень потребления электротоваров, строительных материалов и других товаров длительного пользования сохраняется очень высоким, однако по мере восстановления сферы услуг он может снизиться.
Неопределенность с поставками товаров на осенне-зимний сезон заставляет торговцев делать заказы с запасом. В краткосрочной перспективе это приведет к увеличению спроса, усугублению проблем с поставками, а также к росту объемов заказов у производителей. Поэтому нормализация мирового производства и систем поставок потребует времени, и это может произойти не раньше весны следующего года. Впрочем, к следующему году уровень запасов, скорее всего, восстановится, что приведет к уменьшению спроса в мировой промышленности. На возможное замедление цикла мирового производства в конце этого и начале следующего года уже сейчас указывает ухудшение настроения китайских производителей и снижение темпов кредитования.
В прошлые годы это сигнализировало об ослаблении спроса в мировой промышленности в ближайшие 9-12 месяцев. Западные страны тоже начинают постепенно сворачивать меры поддержки экономики, поэтому угроза перегрева инфляционной спирали заработной платы мне сейчас кажется маловероятной. Впрочем, более продолжительный период инфляции полностью исключить нельзя, и это может заставить центробанки приступить к более активному ограничению мер поддержки экономики. Хочу отметить, что сейчас нет оснований думать, что развитие в станах Балтии не продолжится. Темпы роста совершенно точно станут более вялыми, но это замедление будет происходить с очень высокого уровня. Впрочем, прогнозы роста экономики в странах Балтии на 2022 год могут оказаться слишком оптимистичными.