Прежде всего, нужно понимать, что наша точка зрения - Латвии, Европы - это только наша точка зрения. Позиция США в отношении Украины, России и Европы действительно важна для нас, и было бы странно, если бы это было не так. Однако американский электорат интересуют и другие темы. Например, иммиграция. Можем ли мы обвинить американцев в том, что голосуя не выборах, они недостаточно взвешивают наши интересы - интересы Европы и Украины? Увы, нельзя. В американских дебатах, например, регулирование абортов по-прежнему занимает гораздо более важное место в политической повестке дня, чем в Латвии и Европе в целом.
Во-вторых, система убеждений, которая пугает и беспокоит одних и вызывает симпатию у других, не сводится к одному человеку. В Верховном суде США есть явное консервативное большинство, и оно сохранится, даже если Трамп не будет избран. На национальном уровне (палата представителей, Сенат) и на уровне штатов в последние годы - часто при поддержке Трампа - были избраны люди, которые иногда радикальнее, чем сам Трамп. Другими словами, каким бы ни было влияние Трампа на Республиканскую партию и часть американской общественности, это система убеждений и действий, а не отдельная фигура.
В-третьих, даже если мне, как стороннику Украины, очень неприятны заявления Трампа, объективно говоря, именно его непоследовательность, его импульсивность могут быть более проблематичными. Как сказала его недавняя соперница в борьбе за президентскую номинацию от Республиканской партии Никки Хейли, куда бы ни пошел Трамп, за ним следует хаос. Здесь можно вспомнить, что за время своего президентства Трамп прошел путь от резкой конфронтации с северокорейским режимом до заявлений о том, что он и Ким Чен Ын "любят друг друга" и что в целом отношения с Северной Кореей в будущем будут нормальными. Менее чем за десять лет Трамп пришел от восхваления китайских коммунистических лидеров до попыток ослабить Китай. Короче говоря, даже если Трамп пообещает решительную поддержку Украине, есть все шансы, что он вскоре изменит свое мнение с восхитительной легкостью. Не случайно журнал Foreign Policy недавно опубликовал мнение о том, что, несмотря на весьма резкие высказывания Трампа в адрес Китая, он был бы более выгоден Китаю на посту президента США, чем Байден. Китай выигрывает от противоречивости политики США, от ее переменчивости, от быстрого превращения друзей во врагов и так далее. Проще говоря, нет смысла гадать, симпатичен или несимпатичен Трамп Путину - проблема заключается в его непостоянстве. Дело даже не в идеологии, а в стиле принятия решений.
В-четвертых, не факт, что, если Трамп снова станет президентом США, Европа останется совершенно бессильной перед Россией. В конце концов, у Франции и Великобритании тоже есть ядерное оружие - тот факт, что у них его меньше (около 500), чем у России (почти 6 000), не сильно изменит исход событий. В этом году общие расходы европейских стран на оборону (380 миллиардов евро) будут эквивалентны военным расходам России. Проблема Европы заключается в ее привычке к склокам и зависимости от США по ряду позиций - но не по всем! -по вопросам обороны. Если европейские страны будут действовать в унисон, то причин для фатализма не будет, даже при Трампе в Белом доме. Чем раньше Европа поймет, что президент Трамп - это очень правдоподобная реальность, тем лучше".