17-я батумская конференция «Европейский путь Грузии» прошла с небывалым размахом. В приморском городе собрались президенты Грузии, Молдавии и Украины Саломе Зурабишвили, Майя Санду и Владимир Зеленский. Встречу посетил глава Евросовета Шарль Мишель. До этого европейский дипломат побывал в рамках своего кавказского турне в Армении и Азербайджане.
Состав гостей был неслучаен. И не только потому, что Украина, Молдавия и Грузия — страны, участвующие в «Восточном партнерстве» (программе сотрудничества ЕС с республиками бывшего СССР). В мае главы МИДов трех стран учредили новое региональное объединение — «Ассоциированное трио», ставящее целью «усиленное сотрудничество» в вопросах евроинтеграции. Первый саммит «трио» состоялся в понедельник с участием Шарля Мишеля.
Саломе Зурабишвили отметила, что встреча «знаменует новый шаг» на пути в ЕС. «После подписания декларации мы, три страны, больше не будем прежними. Мы еще больше сблизимся. Черное море больше не будет прежним. Оно будет символом соединения, объединения, близости в контексте трех стран»,— сказала она, оценивая важность итогового документа.
Владимир Зеленский, говоря в своем выступлении о требуемых Брюсселем от стран-кандидатов шагах, похвастался началом реформы Службы безопасности Украины и запуском программы «Большая приватизация». А Майя Санду предпочла сосредоточиться на планах: «Мы продолжим бороться с коррупцией и сможем вернуть утерянные, украденные активы». При этом члены «трио» подчеркивали: преобразования проходят в условиях различных вызовов. «Не понаслышке знаем, что такое аннексия, оккупация, война»,— напомнил украинский лидер.
Из выступлений сторон стало понятно, что задачи «трио» и ЕС не вполне сходятся. Четче всех позицию группы выразил Владимир Зеленский: «В соответствии со статьей 49 договора о ЕС, мы хотим, чтобы территория Европейского союза стала больше. И за этот выбор территории трех наших государств, к сожалению, стали меньше». Украинский лидер предупредил: «Если Брюссель не демонстрирует железную поддержку европейских устремлений трех стран, тогда кто-то демонстрирует железные мышцы своего оружия возле трех наших государственных границ». В связи с этим он даже усомнился в целесообразности проведения саммита «Восточного партнерства» в декабре 2021 года, если он не будет наполнен конкретной повесткой. «Нам не нужен саммит ради саммита, у нас гибнут люди, у нас войны»,— резюмировал господин Зеленский.
Речь Шарля Мишеля, выступившего сразу после президента Украины, между тем, была пропитана оптимизмом. О перспективах интеграции трех стран в ЕС он не упоминал, вместо этого сосредоточившись на выгодах от текущего сотрудничества.
Так, дипломат вспомнил о €2,5 млрд, которые Евросоюз выделил странам «Восточного партнерства» (помимо Грузии, Молдавии и Украины это Армения, Азербайджан и объявившая о приостановке своего участия Белоруссия) на борьбу с COVID-19, преимуществах, извлекаемых странами от cоглашений об ассоциации с ЕС и либерализации визового режима.
Поддерживать участников, как дал понять Шарль Мишель, Брюссель намерен еще больше, чем раньше. Так, дипломат анонсировал «беспрецедентную финансовую помощь» в размере €2,3 млрд.