"Вспомним, как было во время кризиса - тогда ставку социального налога для работников подняли на 2% - с 9% до 11%. Но пообещали, что потом ставку в 9% вернут. Однако после кризиса правительство снизило социальный налог на 0,5% для работников и на 0,5% - для работодателей. То есть обещания фактически не выполнены. Сейчас работники платят 10,5% социального налога. Получается так, что работодатели никогда не сталкивались с повышением социального налога, и сейчас работники снова должны платить на 0,5% больше. Где справедливость?"
По словам Балдзенса, сейчас государство предлагает возвратиться в социальном налоге к самому тяжелому кризисному времени - 11% с работников. "Это неправильно! - говорит он. - Мы считаем, что было бы более справедливо, если бы работодатели сейчас заплатили повышением социальных взносов на 1%. В кризис они не платили, так пусть сейчас заплатят!"
Эксперт уверен, что работодатели пытаются решать некоторые проблемы "комфортным для них путем", за счет работников. "Приведу пример. Средняя заработная плата в Латвии - 910 евро брутто, при этом, если сравнить налоговую нагрузку на работников во всех трех балтийских странах, то на эти 910 евро работник в Эстонии получает на 97 евро в месяц больше, чем в Латвии. А если сравнить с Литвой, то там работник получает на 56,4 евро больше, чем в Латвии. И ведь у нас еще больше хотят увеличить эту разницу!"
Балдзенс считает, что выбран неправильный путь, каким образом надо строить налоговую политику. "Мы за то, чтобы социальное неравенство уменьшалось, как и предусмотрено реформой, - говорит он. - Но получается, что мы просто срезаем зарплату работникам тех предприятий, которые честно платят все налоги.
И они еще больше оплачивают расходы государства - вместо тех, которые не платят ни за что. Нам надо мотивировать людей выходить из теневой экономики, иначе в этой налоговой политике нет никакого смысла".
Если государство все-таки переложит рост налогов на работника в том числе, то это подстегнет волну эмиграции. "Молодежь ведь видит, что происходит, - говорит Балдзенс. - Они будут уезжать, будут оставаться только старые и пожилые, и тогда вопрос - а будут ли у оставшихся нормальные пенсии?".