Весной российские ВКС участвовали в освобождении Пальмиры от боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещена в России). А после отступления террористов наши специалисты помогали разминировать кварталы города.
И все-таки Пальмира — сирийский, а не российский город, напоминают в Кремле, комментируя потенциальный урон от случившегося. Но подчеркивают, что Москва продолжит бороться с террористами в Сирии и помогать вооруженным силам республики.
Попутно в Кремле попеняли западным партнерам за недостаточное содействие. Но что же все-таки послужило причиной захвата города боевиками и как его освободить?
Нелетная погода
Дмитрий Саблин, член комитета Госдумы по обороне, координатор депутатской группы по связям с парламентом Сирии:
«Причиной захвата Пальмиры боевиками ИГ стали и недоработка разведки, и нехватка резервов у сирийской армии, основные силы которой задействованы в освобождении Алеппо, и нелетная погода, которая не позволила российской и сирийской авиации поддержать сирийцев на месте. Боевики ИГ смогли перегруппироваться, получить подкрепление из-под Дэйр-эз-Зора и Мосула.
Нет сомнений, что армия вернет и древнюю Пальмиру, и город Тадмор. Хорошо, что успели эвакуировать почти всех жителей. За тех, кто не успел уйти, остается только молиться.
Когда я был в Пальмире в апреле этого года, сирийцы показывали мне железную клетку, в которой сжигали людей. Все это должно напомнить мировому сообществу об общем враге — терроризме. И о том, что нужно сосредоточиться на борьбе с этой гидрой, у которой вместо отрубленной головы вырастает две новых, а не играть в геополитические игры с использованием "хороших" террористов».
Не хватило сил
Владимир Джабаров, первый зампред комитета Совфеда по международным делам:
«Это очень сильно расстроило, потому что много сил было приложено и сирийской армией, и ВКС России. Но пока не хватает сил держать все объекты, наверное. Сирийская армия в стадии становления.
Меня удивило другое: как к этому относятся некоторые наши партнеры по борьбе с терроризмом. Получается, легче поддержать ИГ, что они аж захватили Пальмиру и как бы укусили Россию, Сирию и [Башара] Асада, чем начать вместе бороться.
Мы знаем, что этот успех временный у террористов. Никуда они не денутся. Алеппо все равно будет взят, потом займутся и Пальмирой».
Взяли знаковую точку
Леонид Слуцкий, председатель комитета Госдумы по международным делам:
«Пальмира — знаковый город для мирового исторического культурного наследия и со стратегической точки зрения. Поэтому неудивительно, что боевики предприняли его штурм.
Нет никакого сомнения, что силы ИГ будут повержены. Но делать это надо аккуратно: в первую очередь, исходя из человеческих жизней, во вторую очередь, исходя из объектов культурного наследия древней Пальмиры.
Ответные шаги, безусловно, будут, но говорить о них рано. Как бы ни сопротивлялись террористические группировки, действующие на территории Сирии, — прежде всего ИГ, "Джабхат ан-Нусра" (террористическая организация запрещена в России), они будут повержены для того, чтобы самое страшное зло нынешнего столетия — международный терроризм — не расползлось за пределы Ближневосточного региона».
Палки в колеса от Запада
Юрий Швыткин, зампред комитета Госдумы по обороне:
«Очень плачевно, что западная коалиция, так называемая умеренная оппозиция, просто-напросто противодействует нам, в том числе препятствует проведению военных операций.
Ни одного дня, ни одного часа нельзя давать боевикам пользоваться той территорией, которую они на сегодняшний день временно оккупировали. И, конечно, незамедлительные действия должны проводиться.
При этом говорить о сроках взятия Пальмиры — это даже некорректно, некрасиво, неблагодарное это дело. Я сам участвовал в боевых действиях, и когда какие-либо эксперты, военачальники великие давали прогнозы по срокам взятия, мы просто были возмущены. Потому что легче всего так, откровенно говоря, давать комментарий из теплого кабинета».
Разрозненные силы
Сергей Железняк, член комитета Госдумы по международным делам, замсекретаря генсовета партии «Единая Россия»:
«Уверен, что сирийская армия при поддержке российских ВКС сумеет обеспечить контроль над Пальмирой и ее окрестностями.
США и их союзники по коалиции должны понимать, что несут ответственность за неоправданное и даже преступное попустительство в отношении террористов, которое ведет к новым жертвам среди мирного населения и затягивает вооруженный конфликт в Сирии.
Приходится в который раз констатировать, что, не желая создавать единый фронт против террористов, Запад рискует безопасностью людей не только в Сирии, но и подвергает опасности население в других странах, развязывая своей политикой руки международному терроризму».
Решение — прекратить помогать террористам
Валентина Матвиенко, спикер Совета Федерации:
«Следует перестать наконец делить террористов на хороших, плохих и умеренных, необходимо прекратить им поставки оружия, их финансовую поддержку.
Сегодня мы констатируем не просто усиление международного терроризма, но превращение его в системный вызов всему мировому сообществу, что требует от нас столь же системного и коллективного ответа. (...) Увы, предложения России повисли в воздухе, вместо сотрудничества в борьбе с общим врагом против нас была развязана информационная война.
Никакой речи об участии Российской Федерации, российских войск в наземной операции в Сирии не идет. Мы об этом изначально заявляли. (...) Наша задача не вести наземную операцию на территории Сирии, а оказывать поддержку с помощью наших ВКС». (Цитата по ТАСС.)
Мобилизация в Сирии
Алексей Журавлев, депутат Госдумы, лидер партии «Родина»:
«Наша миссия заключается в том, что мы поддерживаем официальный Дамаск, помогли освободить Пальмиру, но это не говорит о том, что мы должны удерживать ее. Это должна делать сирийская армия, у России там нет соответствующих сил.
Самое главное — нужно закончить с Алеппо, ни в коем случае не перебрасывать оттуда силы. Пальмира — это небольшой город, это, по нашим меркам, большая деревня, и с точки зрения стратегического влияния она не имеет никакого значения, кроме того, что ее захват боевиками — это удар по престижу.
У Дамаска остаются достаточно большие возможности навести порядок, поэтому армия Сирии должна начать воевать: нужно объявить мобилизацию, и если даже десять процентов населения пойдут воевать, эта армия способна победить всех, кого считает нужным. Наступил момент, когда пора уже переходить к серьезным действиям, а не просто обороняться».
Начать с Алеппо
Андрей Красов, первый зампред комитета Госдумы по обороне:
«У терроризма нет будущего. Не может быть успеха у террористических организаций, у тех, кто проливает кровь мирных людей на всех континентах.
Россия вместе с Сирией и Ираном принимает все меры для того, чтобы эту раковую опухоль терроризма на Ближнем Востоке ликвидировать. Террористы, которые находятся в Алеппо, полностью заблокированы. Если они не сдадутся законным властям, то будут уничтожены. Вооруженные силы САР при активной поддержке ВКС России контролируют около 96 процентов Алеппо. (...)
Я думаю, что после ликвидации очага сопротивления в Алеппо часть сил будет перенаправлена в Пальмиру, и ситуация стабилизируется».