Андрей Ждан: «Деньги любят тишину». Есть ли у нас шанс пережить кризис?
Сегодня наша жизнь напоминает триллер – чем дальше, тем страшнее. Налоги душат как удавка. Кошельки стремительно пустеют. Инфляция растет, оптимизм падает… Что нужно Латвии для того, чтобы пережить кризис и выйти из ситуации с минимальными потерями?
На эти вопросы отвечает Андрей ЖДАН - руководитель мясообрабатывающего предприятия Forevers, которое входит в тройку крупнейших производителей Латвии и является одним из самых крупных налогоплательщиков страны.
Налоги и здравый смысл
- Инфляция, энергетический кризис, рост цен – это реалии, в которых мы сегодня живем. Способно ли государство как-то повлиять на сложившуюся ситуацию?
-Да, государство может повлиять. К примеру, в той же Польше, отменили НДС на топливо и продукты, и люди сразу вздохнули свободнее. У них стало оставаться больше денег на потребление.
Если в Латвии правительство не примет схожих мер, то потребление неизбежно будет сокращаться, это в свою очередь негативно скажется на производительности труда, количестве рабочих мест и в итоге на собираемых налогах, на налоговой базе.
- От чего зависит налоговая база страны?
- В первую очередь от производительности труда, то есть отношения затрат на сотрудника к создаваемой им добавленной стоимости. Получается такая цепочка: чем больше добавленная стоимость, тем выше производительность труда и его оплата. А чем выше производительность труда, тем выше уровень жизни в стране и тем больше налогов может получить государство.
- Следовательно, производительность труда нужно увеличивать. Что для этого нужно?
- Для роста производительности труда нужно наличие одновременно трёх факторов: это инвестиции, технологии и качественный человеческий капитал.
Для создания качественного человеческого капитала нужно качественное образование. Для удержания в стране человеческого капитала нужна комфортная среда обитания: удобная городская инфраструктура, медицинское обслуживание, безопасность, уверенность в завтрашем дне и т.д. А для привлечения инвестиций и технологий необходимо создать в стране привлекательный инвестиционный климат.
Из страны А в страну Б
- Инвестиционный климат в Латвии вряд ли можно назвать привлекательным. Вам это известно лучше других, поскольку Вы уже более 20 лет возглавляете одно из крупнейших производств в стране. Что у нас не так в сфере инвестиций?
- Благоприятный инвестиционный климат - это низкая коррупция, доступность финансирования, разумная налоговая нагрузка, предсказуемое законодательство. Есть такая поговорка, точнее фраза, авторство которой приписывают Джону Рокфеллеру: «Деньги любят тишину». Её смысл надо понимать так: инвестиции не терпят непредсказуемости.
Инвестор не игрок и не беззаботный богатей, как это часто показывают в кино и книжках. Он рискует своими кровно заработанными деньгами и должен понимать, когда сможет вернуть свои деньги и прогнозировать риски.
Инвестор не живёт одним днём, ему нужно прогнозировать на многие годы вперёд.
Для масштаба нашего бизнеса нам нужно использовать горизонт планирования в 15-20 лет. То есть для крупных инвестиций нам нужно прогнозировать: что будет с экономикой в течении 15-20 лет.
Сейчас слишком много рисков и непредсказуемости. В частности, большая вероятность снижения потребления из-за падения уровня жизни и дальнейшего роста издержек на энергоносители, зарплату, налоги и т.д.
- В других странах инвестиционный климат лучше?
- Недавно я побывал на Кипре и сделал сравнения, которые явно не в пользу Латвии. Начнем с того, что открыть компанию там можно дистанционно, вообще не приезжая на остров. На процедуру уйдет всего 3-5 дней. При этом иметь какие-то материальные активы не нужно.
Налоги на Кипре несопоставимы с латвийскими. Например, в Латвии налог на дивиденды составляет 25% , а на Кипре в течение 17 лет (!) после регистрации компании - 0%. Причём, независимо от сферы деятельности.
Для компаний, создающих и управляющих интеллектуальной собственностью, ставка налога на прибыль на Кипре - 2.5%. Средний налог на зарплату - около 20%, в отличии от Латвии, где тот же налог составляет около 42%. А до 19.5 тысяч доходов в год подоходный налог на Кипре вообще не взимается. Судебная система Кипра использует Британское право - кто судился в Латвии поймёт, о чём идёт речь. Плюс к этому Кипрская налоговая служба очень лояльно относится к списанию на затраты различных расходов, что можно использовать для оптимизации налога на прибыль.
В какой из этих двух стран лучше инвестиционный климат - выводы делайте сами.
- Получается, что при нашей налоговой политике у латвийских предприятий просто не остается средств на инвестирование в технологии. Чем это опасно?
- Приведу абстрактный пример. В двух странах – стране А и стране Б производятся электрические чайники. В стране А технологии недоинвестированы. На заводе много ручного труда, выпивающие рабочие, и чайники выходят корявенькие, с большим процентом брака. По цене, допустим, 20 евро за штуку. А в стране Б выпускают красивые чайники с модным брендом по цене 50 евро.
Материалы в обеих странах одинаковые. Но рабочий из страны А, производящий корявые чайники, получает брутто 1000 евро, из которых государство забирает у него 42% , оставляя 580 евро на жизнь. При этом собственнику предприятия тоже достаются такие гроши, что вкладывать в модернизацию производства совершенно нечего. Прогноз печальный: и работодатель, и рабочий в стране А обречены на бедность.
А вот в стране Б ситуация другая. Там производство чайников модернизировано, рабочие держатся за свои места, потому что получают по 3 000 евро. Налоги разумные. После их уплаты, как у работника, так и у владельца предприятия, остается ещё куча денег. Эти средства вкладываются в новые технологии, повышающие производительность труда. И все люди в стране Б живут достойно, потому что изъятая государством часть добавленной стоимости идёт на качественное образование, медицину, комфортную городскую инфраструктуру и пр., чего не скажешь про страну А.
Что будет после кризиса?
- Похоже, наши предприятия расположены в стране А. Удастся ли им пережить кризис?
- Полагаю, что не всем. Некоторым придется уйти с рынка. То, что сейчас начался экономический кризис, это уже свершившийся факт. Кризис однозначно закончится, так или иначе мы его переживём. Вопрос: а что будет после кризиса?.
А то, что будет после этого, определяется сегодня действиями правительства по сохранению уровня жизни -- потребления домохозяйствами и созданию привлекательного инвестиционного климата.
- Как обстоят дела с инвестициями в вашей отрасли?
- Наша отрасль уже недоинвестирована. Если она не будет вкладывать средства в свое развитие, то через несколько лет латвийцы будут есть только польские сосиски.
В этом году инвестиции Forevers составят 0,8-0, 9 млн. евро. На самом деле это очень мало, мы только восстанавливаем изношенные основные средства.
Мы можем и хотим инвестировать значительно больше, но останавливают риски и непредсказуемость.
Самый простой и быстрый способ снизить риски для инвесторов - это доступные гранты на строительство и покупку оборудования. Без грантов мы не будем инвестировать больше, чем на восстановление изношенных основных средств.
- Не планирует ли Forevers перебраться в страну с более благоприятным инвестиционным климатом?
- Пока нет. Но если жизнь заставит, то не исключаю и такой сценарий.
Елена СМЕХОВА.