Позже президент заявил, что те военные, которые начинают заниматься политикой, совершают большую ошибку. Многие расценили это как прямое обращение к главкому. Тот же The Economist следом написал, что отношения между Зеленским и Залужным уже нельзя охарактеризовать иначе как «ужасные». В офисе президента назвали сообщения о конфликте нонсенсом. Тем временем точку зрения Залужного о происходящем на фронте публично поддержал мэр Киева Виталий Кличко.
Напротив, депутат Верховной Рады от президентской фракции «Слуга народа» Марьяна Безуглая призвала к отставке главкома ВСУ, который, по ее словам, до сих пор не предъявил план боевых действий на 2024 год. О том, что происходит между президентом и главкомом, рассказывает «Украинская правда» — одно из главных украинских СМИ, которое в условиях войны и военной цензуры регулярно публикует материалы с критикой руководства Украины. «Медуза» пересказывает этот текст.
«Чтобы вы понимали — люди отождествляют Залужного с божеством»
По словам собеседников «Украинской правды» в Генштабе ВСУ, первые признаки соперничества и конфликта между политиками и военными начались еще весной 2022 года. В разгар полномасштабного российского вторжения соцопросы продемонстрировали, что Зеленскому доверяет абсолютное большинство украинцев — 93%. Однако еще больше граждан — 98% опрошенных — высказали доверие Вооруженным силам Украины, которые олицетворяет не особо публичный Залужный.
Представитель президентской команды заявил, что глава офиса Зеленского Андрей Ермак уже тогда начал обращать внимание на возможные политические амбиции Залужного. Например, главкома отговорили от создания именного благотворительного фонда, который, как подозревали в офисе Зеленского, мог со временем перерасти в политическую партию.
После таких трений Залужный стал сознательно сторониться медийности, лишь изредка появляясь с заявлениями в иностранной прессе. Однако это только больше способствовало популярности военного, порождая «феноменальную реакцию украинского общества», пишет УП.
«Некоторые иностранные организации недавно проводили фокус-группы в Украине, чтобы для себя увидеть, какие политические ниши у нас сейчас появились. Чтобы вы понимали — люди отождествляют Залужного с божеством: „он нас защищает“, „он оберегает наших мальчиков“. Такая чисто иррациональная вера», — рассказал журналистам на условиях анонимности влиятельный высокопоставленный чиновник.
В свежем декабрьском опросе группы «Рейтинг» утверждается, что, если бы выборы президента в Украине состоялись в ближайшие дни, то за Владимира Зеленского проголосовали бы 47,4% избирателей, а за Залужного — 30,7%.
Как отмечает УП, полностью результаты исследования в открытый доступ не выкладывались. Только один слайд был опубликован в телеграм-канале «Вертикаль», который связывают с офисом Зеленского.
Журналисты ознакомились с полными данными исследования. Согласно им, во втором туре Зеленский получил бы 42% голосов, а Залужный — 40%. При этом Залужный абсолютно ничего не делал в политическом плане для такой электоральной поддержки. «Его как медийного политического субъекта вообще не существует», — отмечает УП.
«Порой есть впечатление, что у Зеленского два вида ВСУ"
Напряженность между Зеленским и Залужным возникает из-за смешения войны и политики, считает издание. «Зеленский принес элементы политики в руководство армией, то есть зону ответственности Залужного. В то же время главком ВСУ вне собственной воли стал заметным явлением в политической реальности, то есть сфере жизненных интересов президента», — пишет УП.
Обстоятельства объективно требовали того, чтобы Зеленский пользовался статусом верховного главнокомандующего не только формально — было нужно, чтобы он реально приобщился к военному планированию и командованию. Так, Зеленский фактически создал параллельные механизмы для общения с командующими различных родов войск, например, с главой Сухопутных войск Александром Сырским и главой Воздушных сил Николаем Олещуком, рассказали журналистам источники из близкого окружения президента.
С одной стороны, прямой контакт с военными ускоряет работу президента, но с другой это происходит в обход Залужного и дестабилизирует работу главкома ВСУ, который узнает часть информации от своих формальных подчиненных разве что на совещаниях ставки, если узнает вообще, пишет «Украинская правда».
«Понимаете, порой есть впечатление, что у Зеленского два вида ВСУ: „хорошие“, которыми командует Сырский и другие фавориты, и „плохие“, которые подчиняются Залужному. Это очень демотивирует главкома, и главное — мешает командовать всей армией», — объяснил журналистам ситуацию собеседник из президентской команды.
Другие трения касались истории с массовым увольнением руководителей областных военкоматов, подозреваемых в коррупции. «Руководитель Государственного бюро расследований [Алексей] Сухачев пришел летом на ставку и начал докладывать, как классно уволили военкомов. И после него слово дали Залужному, который прям изысканно его макнул: „Хочу поблагодарить правоохранителей, тема коррупции важна. Но также хочу озвучить свежие данные по мобилизации“. А там резкое падение по всем областям», — рассказал журналистам на условиях анонимности один из участников того заседания.
«Украинская правда» также обращает внимание на недавние кадровые перестановки: увольнение командующего Силами спецопераций Виктора Хоренко и командующей Медицинскими силами Татьяны Остащенко, а также возможную отставку командующего Объединенными силами ВСУ Сергея Наева, подозреваемого по делу о «сдаче» юга Украины (его неофициально называют «делом Залужного»). Все эти военные входят в орбиту главкома, и их увольнение вносит нестабильность в командную вертикаль, отмечает УП.
«Президент спрашивает: „Что, мы героически наступаем — отошли на 200 метров?“, а Валера гневно молчит»
Разногласия между Зеленским и Залужным значительно усилились на фоне неудач в ходе контрнаступления ВСУ. План наступательных действий составляли военные под руководством главкома, политическое же руководство на основе этих расчетов запрашивало помощь у западных партнеров и комплектовало новые подразделения.
Реальные боевые действия оказались намного тяжелее, для чего, отмечает УП, были «непреодолимые военные предпосылки»: российская армия грамотно использовала оперативную паузу для подготовки массированной обороны, а ВСУ имело ощутимую нехватку сил для такой операции и не получило всех обещанных Западом вооружений.
Украине еще до нового года нужны новые поставки боеприпасов. Для этого нужно знать заранее о потребностях ВСУ, но Генштаб до сих пор не предоставил политикам стратегический план на 2024 год.
По данным УП, расчеты Генерального штаба показывают, что для выполнения задачи президента по освобождению всей территории Украины нужно сил и средств на 350-400 миллиардов долларов. Такой план выхода на границы 1991 года не устраивает ни политическое руководство, ни западных партнеров, отмечают журналисты.
Некоторые детали плана передали главе Пентагона Ллойду Остину во время его визита в Киев 20 ноября. «Остину озвучили потребность в 17 миллионов снарядов. Он, мягко говоря, удивился, потому что во всем мире не собрать столько снарядов», — рассказал УП один из высокопоставленных украинских чиновников.
Источник добавил, что Залужный якобы лично жаловался министру обороны США на проблемы с офисом Зеленского. «Остин потом нам же рассказывал, что Залужный жаловался, как ему мешают, что Офис не такой, тот не такой, другой не такой. Ну ясно, что и президент о таких разговорах узнал. И они не способствуют доверию», — сказал собеседник издания.
«Есть такое впечатление, что после приезда Остина Зеленский приблизился к решению о замене Залужного. На ставках, наоборот, исчезли ссоры и начались шутки, но это очень холодный и едкий такой юмор. Президент спрашивает: „Что, мы героически наступаем — отошли на 200 метров?“, а Валера гневно молчит», — рассказал УП один из членов ставки.
При этом значительная часть команды Владимира Зеленского выступает категорически против отставки нынешнего главкома, пишет УП.
С одной стороны, Залужного сложно кем-то заменить. Единственным очевидным кандидатом выглядит командующий Сухопутными войсками ВСУ Александр Сырский. Однако он не вызывает должной медийной заинтересованности у граждан Украины, а также не может избавиться от репутации генерала, который не считается с потерями.
Но главной проблемой для офиса Зеленского станет появление в украинской политике новой «суперзвезды», которой неизбежно станет Залужный прямо в момент своей отставки, заключает «Украинская правда».