Неоценимый вклад в науку внесли VNĪA, Государственное Агентство по недвижимости. Первыми в мире им удалось оценить давление солнечного луча на поверхность в евро плюс PVN.
Агентству принадлежит участок земли кадастровый № 1300 004 1005 площадью 58678 м² по адресу Jūrmalā, Lielupe 1005. Проще говоря, шесть гектаров леса в дюнной зоне между 9 и 13 линиями, напротив гостиницы Лиелупе.
Обитатели одного домика рядом с участком решили надстроить одну стенку верандой с окнами в сторону упомянутого участок и утвердили в Стройуправлении проект. Когда дошло до сдачи в эксплуатацию, Стройуправа вдруг, извините, чухнулась, что веранда отстоит от границы участка на 2,85 метра, а окна должны быть не ближе четырех метров, иначе – с разрешения соседа.
Хозяевам домика ничего не оставалось, как post factum обратиться в Агентство. Согласие – дело серьёзное, описано в Гражданском кодексе, статья 1091, часть вторая, на юридическом языке называется «Установление светового сервитута», а сам сервитут заносится в земельные книги обоих участков как отягощение.
Агентство обещало разрешить, но за деньги. – Почём? – Подумаем, - и взяли тайм-аут на два месяца.
Вопрос тонкий. Объект уже окончен, и владелец соседнего участка своим согласием подтверждает, что принял факт к сведению и не будет оспаривать нарушение. Но насколько ущемляет его это нарушение? Накладывает ли данный «Световой сервитут» отягощения на соседний участок?
В случае застройки сосед точно так же, по правилам, должен отступать от границы на четыре метра. Хотя он получает моральное право обратиться к соседу за разрешением тоже построить поближе к границе, если ему это понадобится: я же пошёл вам навстречу.
Однако, соседний участок – дюнная зона, строить там вообще запрещено. Вопрос становится схоластическим, вроде тех, о которых вели диспуты учёные средних веков. Сколько душ ангелов помещается на кончике иглы? Может ли всемогущий Господь Бог создать камень такой величины, который сам не сможет поднять? Вопрос для VNĪA - Какова стоимость давления светового луча на участок леса? Почём тень, отбрасываемая верандой с высоты 6,05 м и расстояния 2,85 м? Почем, чёрт возьми, тень в лесу? С НДС, конечно.
Государственные расценки всегда должны быть чем-то обоснованы. Удачно, что как раз для этого участка есть ценовые ориентиры, которые, без сомнения, Агентство использовало в своих расчётах.
Еще в 2001 году VNĪA сдали в этот участок аренду некоей компании SIA “Nekustama Īpašumu Vērtētāju alianse” на десять лет. В 2011 году его продлили на два года, дополнив пунктом, что дальнейшему продлению не подлежит. И в 2013 году продлили на пять лет, до 2018 г.
Напомним, что в сентябре - октябре жители Юрмалы выходили на улицы с вилами и лопатами, собирая подписи против предложения этой компании, поддерживаемого Юрмальской думой, изменить назначение этих шести гектаров дюнной зоны на зону застройки. После этого Дума оставила участок в покое.
По договору аренды от 3 июля 2001 года компания SIA “Nekustama Īpašumu Vērtētāju alianse” платит Агентству сумму в размере 1,5% кадастровой стоимости объекта плюс земельный налог в размере 1,5% кадастровой стоимости, итого 1699,92 лата в год плюс НДС. Цифра эта вечна, как постоянная Планка, и не меняется уже скоро пятнадцать лет. Она так нерушима, что, дополнив договор при продлении двумя пунктами, её даже на евро не пересчитали.
Пересчитаем мы: 2418,78 евро плюс НДС. Поделим на общую площадь 58678 м², - 4,12 евроцента за квадратный метр в год. Плюс, конечно, НДС. Страна вступает в ЕС. Страна входит в НАТО. Страна входит в кризис и выходит из него. Меняются правительства. Меняются начальники VNĪA. Дети, ровесники договора, скоро пойдут в университеты. Скорость света в пустоте меняется от гравитации. И лишь арендная плата за участок Лиелупе 1005 - как число π, - 4,12 цента за м².
Восстановим ход агентской исследовательской мысли. Стоимость аренды объекта известна. При определении стоимости самого объекта эту цифру обычно умножают на коэффициент – 10-20 лет. Поскольку качество объекта сервитутом ухудшается на невесомую величину, равную, скажем, весу ангельской души, поделим обратно на десять. Длина стены здания, она же длина веранды – примерно 9 метров. Расстояние нарушения 1,15 метра. Итого 10 квадратных метров тени в лесу, 41 цент.
Учтём, что хозяева домика – люди московские. А на их родине, ежели госконтора велела платить, вопросов не задают и тем более не спорят. Поэтому умножаем на российский коэффициент «Х с ними», где Х – знак умножения. Получаем …, получаем…, округляем, ... ща, минуточку…
Получаем пять штук. Пять тысяч евро. Пятьсот евро за квадратный метр тени в лесу, плюс, само собой, НДС. Мы как люди здешние, в отличие от московских, можем и спросить, не дороговато ли за Луч света? Не, нормальненько, - ответят нам, мы считаем по расценкам Замка света.
Текст взят со страницы Евгения Гомберга в социальной сети Facebook