В начале месяца нынешний министр образования и науки Анита Муйжниеце и президент Латвии Эгил Левитс выдвинули инициативу об изменении порядка изучения второго иностранного языка в школе должен быть изменен. «Латвия находится в Европейском союзе, мы принадлежим европейскому культурному пространству, и ценности ЕС — это наши ценности. Это должно быть отражено в учебной программе», — считает Левитс. Министр образования поддерживает инициативу и добавляет, что реализация этой цели тесно связана с подготовкой квалифицированных учителей.
Однако неожиданно против этой инициативы выступила бывший министр образования и науки Илга Шуплинска, ныне независимый депутат Сейма. Она убеждена, что школьникам надо гарантировать выбор, а не навязывать, какой язык изучать. К тому же сейчас для реализации такой программы не хватает преподавателей, владеющих иностранным языком.
«Хочу напомнить, что два года назад этот вопрос поднимал Консультативный совет по делам национальных меньшинств, — говорит Илга Шуплинска. — Мы собрали данные о доступном выборе языка, самым шокирующим является то, что в более чем половине латвийских школ нет возможности выбора одного из языков ЕС (…) Я думаю, что в Латвии должна быть свобода выбора языка, но считаю, что первым иностранным языком должен быть один из языков ЕС».
Такого же мнения придерживается и депутат Сейма Эвия Папуле. Она признает, что выбор английского языка в качестве первого иностранного был правильным решением, но нельзя лишать учащихся возможности выбирать русский язык в качестве второго иностранного. Главное, предоставить выбор, предложив другие языки Евросоюза.
Тем временем депутат Елгавской городской думы Андрей Пагорс обратился по поводу инициативы президента в Службу государственной безопасности (СГБ). По его мнению, Левитс призывая к полному отказу от преподавания русского языка, разжигал национальную рознь. Пагорс просит СГБ расследовать возможное нарушение части второй статьи 78 Криминального закона, запрещающей осуществление деятельности, направленной на возбуждение национальной, этнической, расовой или религиозной ненависти или вражды.