Ванага работала в аптеке 22 года. В последние несколько лет, когда жителей стало меньше, упал и спрос, но если бы не дополнительные требования, она бы продолжила работать.
«Бабушкам нужны лекарства, и для этого надо специально ехать в город, куда далеко не все пенсионеры могут попасть», — говорит Лана Упите, продавщица в местном магазине. Дело еще и в том, что автобусы курсируют не очень часто. «Если в волости нет 1000 жителей, аптека не может существовать», — говорит Ванага.
Нерентабельно — это одна из причин, почему нет аптек и в других поселках. Жители сельской местности вынуждены ехать за лекарствами в город, а это в среднем 20-30 километров.
«Когда аптеку ликвидировали, я связалась с одной сетью, мы посчитали затраты и они сказали, что это не выгодно. Нужно арендовать помещения, оборудовать, обеспечить все требования… Мы в волости помогаем — если кто-то не может доехать до города, я часто езжу в Алуксне, беру рецепты, приводу людям эти лекарства», — говорит руководитель волостного управления Зелтини Элита Лайва. В этой местности не обойтись без взаимовыручки — все друг другу помогают и радуются, что в поселке хотя бы осталась практика семейного врача.
Министерству здравоохранения ситуация на селе известна, решение ищут. «Мы сейчас пересматриваем правила работы аптек, требования к помещениям, чтобы они были адекватными по отношению к числу жителей, которое сейчас есть в сельской местности. Рассматриваем вариант развития мобильных аптек в местах, где их нет вообще. Например, это могла бы быть выездная аптека», — рассказала руководитель департамента фармации Минздрава Инесе Каупере.