Газета Ludzas zeme, которая выходит в приграничном краю Латвии, рядом со Псковским регионом, опубликовала 18 марта статью с заголовком: «В Лудзе ждут российские войска», прозвучало в передаче. В то время как большая часть жителей Латвии переживает за Украину и ищет возможностей помочь украинцам — есть и те, кто откровенно радуется происходящему, пишет издание.
Более того: есть у нас в стране и люди, которые хотят повторения такого же сценария в Латгалии. Отчасти это объясняется влиянием пропаганды, говорит Иева Строде — в приграничье очень многие смотрят только российские телеканалы:
«В их представлении, до недавних пор в Украине «всё было плохо, русских там обижали». Но они не прочли нигде, что русские (при вторжении российской армии в Украину) пострадали первыми! Ведь они жили ближе к границе. И эта часть латгальцев не думает, что пока российские войска дойдут до Вентспилса, до западной границы — они же сами пострадают первыми. Это им до сих пор невдомек.
И понимаете, одно дело слушать, возможно, все 30 лет эту российскую пропаганду, верить этому, и другое — то, что они ведь тоже все эти годы говорили такими фразами, что — вот, Россия нас поддержит, и так далее. И как им теперь перестать это делать?»
Лудза город маленький, без развитой промышленности, с невысоким уровнем благосостояния и без возможностей «прокормить самому себя», сказала Строде. И какова там численность доли населения, придерживающейся таких воззрений, неизвестно. То, что Ludzas zeme об этом пишет — это хорошо, поясняет социолог: в Латвии нет цензуры, и пресса может писать что хочет.
«С другой стороны, мы видим — нужны свои лидеры мнений, которые говорят: господи, что вы там творите, что вы такое говорите! Это не премьер-министр Кариньш, не глава МИД Ринкевич, даже не мы с Романом Мельником; может быть, и вас, ЛР4, не будут слушать — но если ты местный, представитель Лудзенского самоуправления, какой-то местный русский лидер, то вот таких людей должно быть слышно, нужно, чтобы их голоса звучали в ответ: «Господи, так русских же убивают! Вы что, хотите, чтобы ваших стариков и детей тоже?..» — говорит Строде о противостоянии кремлевской пропаганде.
Показательны, по ее словам, итоги опроса общественного мнения об отношении к войне в Украине, проведенного SKDS — большая доля неопределившихся респондентов, которые «ни за тех и ни за других», возможно, столь велика как раз за счет латгальских участников опроса. В регионе, по словам Строде, больше половины опрошенных было в этой «серой» зоне.
«И то, что они не определились — ну, это такая война, когда больше чем когда-либо пора определиться! Что касается Украины и экономики в будущем — раньше ведь Украина тоже была в составе России веками, и она решала для себя вопрос, «куда податься», быть ли с Западом или с Россией».
По словам Романа Мельника, люди, которые живут только в информационном пространстве российского телевидения, буквально зомбированы пропагандой.
«И там уже нет вариантов, что ты мог бы не верить — ты 30 лет жил с ним, ты просто закодирован этой «установкой» и не можешь выйти за рамки. Потому что когда ты видишь другую информацию, ты просто не воспринимаешь ее. Потому что это не совпадает с твоим мировоззрением. И конечно, кажется чем-то дурным и неправильным, потому что — я же смотрю на это вот так!
И трудно человеку представить, что он сам себе лгал и недоговаривал. Оттого и существуют эти противоположные реакции. Как в примере с Ludzas zeme, когда люди ждут, пока сюда придет армия. Придет разгромить? — нет, они ждут продолжения этой пропаганды».