Его звали «Фиделито» (маленький Фидель) из-за того, что он как две капли воды был похож на своего отца, покойного кубинского революционера Фиделя Кастро, пишет Энтони Файола в The Washington Times. Но на этом сходство между ними заканчивалось.
Старший сын покойного кубинского лидера Фидель Кастро Диас-Баларт покончил с собой после продолжительной депрессии, о чем в четверг сообщили государственные СМИ Кубы. Ему было 68 лет.
У этого начитанного, получившего образование в России ученого была непростая жизнь и довольно сложные отношения с отцом, который как-то раз даже публично уволил его.
«Я не могу даже думать о том, чтобы мой сын провел хотя бы ночь под одной крышей с самыми гадкими моими врагами, чтобы его невинные щеки покрывали своими поцелуями эти иуды», — писал покойный кубинский лидер своей сестре.
Позже, когда Кастро снова женился, Фиделито стал одним из многочисленных детей в выводке Фиделя, которых как минимум семь, а то и 11. Фиделито также был кузеном яростных антикоммунистов и политиков из Флориды — члена палаты представителей Марио Диаса-Баларта и бывшего члена палаты представителей Линкольна Диаса-Баларта.
Самый известный момент в жизни Фиделито стал для него самым худшим моментом.
В 1980-е годы Кастро-старший назначил своего сына руководить кубинской программой атомной энергетики. Его детищем стала атомная электростанция Хурагуа. Этот строившийся при содействии Москвы комплекс должен был снабжать электроэнергией коммунистический остров и давать ему толчок к развитию в трудные для экономики времена. Казалось, что старшему сыну из династии Кастро самой судьбой уготовано величие.
Но эти мечты разрушились вместе с падением Берлинской стены. Распад Советского Союза на какое-то время лишил Кубу ее главного благодетеля. В то же время непреодолимые технические и финансовые трудности поставили крест на кубинской АЭС, которая превратилась в заброшенный реликт холодной войны.
Кастро-старший публично обвинил во всем своего сына и в 1992 году бесцеремонно уволил его.
«Увольнения по собственному желанию не было, — объявил в то время Кастро, о чем в своей книге „Без Фиделя" (Without Fidel) пишет Энн Луиз Бардач (Ann Louise Bardach). — Его уволили за некомпетентность. У нас здесь не монархия».
Позднее Фиделито получал некоторые важные назначения, и на момент своей смерти он работал советником по научным вопросам в Госсовете Кубы и вице-президентом Кубинской академии наук. Но от того удара он так и не оправился. Мало кто считал его серьезным игроком в кубинской политике, где главную роль сегодня играет его дядя Рауль Кастро, который в апреле должен уйти в отставку.
По словам экспертов, Фиделито никогда не рассматривали в качестве кандидата на замену.
«У него было некоторое физическое сходство с Фиделем, но не более того, — сказал бывший эксперт по Кубе Артуро Лопес-Леви (Arturo Lopez-Levy), ныне преподающий политологию в Университете штата Техас Рио Гранде Вэлли. — У него никогда не было той харизмы, которой обладал его отец».
Официальный орган коммунистической партии Кубы газета «Гранма» опубликовала краткий некролог из пяти абзацев, в котором отметила, что Фиделито несколько месяцев лечился от депрессии, в том числе, в госпитале. На момент своей гибели в четверг он проходил амбулаторное лечение. «Всю свою профессиональную жизнь он всецело посвятил науке и получил несколько важных национальных и зарубежных наград», — отметила «Гранма».