Проектировать «четвертые ворота» города поручили рижскому архитектору Георгу Соломоновичу Минцу. Вот что он вспоминал:
«В начале 1960–х меня вызвал в свой небольшой кабинет тогдашний заместитель главного инженера проектного института «Латгипрогострой» Борис Александрович Булгаков и сказал: «Сходи к каналу напротив Центрального рынка, оцени место. Нужно будет там строить автовокзал».
Первые мысли были невеселыми: как же сюда смогут подъехать автобусы? Оптимальным решением стало бы строительство тоннеля под насыпью, но железнодорожное ведомство и слышать об этом не желало…»
В конце концов выход нашли. А изюминкой вокзала стали волнистые бетонные навесы над автобусными платформами. Архитектор подсмотрел их в мексиканском журнале. По журнальным образцам изготовили на заводе железобетонных конструкций под Сигулдой.
Прошло еще два года, прежде чем проект был окончательно готов, согласованы все транспортные схемы. Четырехэтажный автовокзал госкомиссия приняла 21 июля 1964 года, открытие приурочили к 7 Ноября.
К 24–й годовщине советской Латвии
Городская вечерка «Ригас Балсс» следила за ходом работ и информировала о них читателей. В одном из номеров за 1962 год читаем:
«Быстрыми темпами ведется строительство нового междугородного автовокзала в Риге. Строители уже возводят четвертый этаж. В ближайшее время будет завершено укрепление берега Городского канала…»
А вот номер за июль 1964–го:
«Новый автовокзал построил коллектив СУ–60 треста «Ригажилстрой» к 24–й годовщине советской Латвии. Автовокзал предусматривает максимум удобств для пассажиров. Диспетчеры по радио регулярно объявляют прибытие и отправление всех автобусов.
В билетном зале можно приобрести билеты на любой маршрут, чего не было раньше, так как кассы находились в разных концах города. Здесь же будет работать и касса предварительной продажи билетов. Обслуживать пассажиров будут около 100 работников вокзала.
Новый автовокзал не только удобен для персонала и пассажиров, но и позволит увеличить число маршрутов: его пропускная способность – 1 500 пассажиров в час. Откроются новые автобусные линии: Рига — Витебск, Рига — Гродно, Рига — Каунас. (…) Автобусы будут курсировать по 105 линиям, из них 70 междугородных и 35 – пригородных…»
Судьба архитектора
Архитектор автовокзала в 1970–е уехал в Израиль, и на его имя на родине было наложено табу. После восстановления независимости Латвии Минц стал приезжать в родные места. Архитектора не стало в 2010–м, теперь в Риге часто бывает его супруга – Ида МИНЦ. Вот что она рассказывает:
— В те годы я заканчивала строительный факультет РПИ и во время преддипломной практики попала на этот объект. Мне предложили вначале «Детский мир», но там работы заканчивались, а здесь кипели. Новый автовокзал и стал темой моего дипломного проекта. А его архитектор помогал мне в работе…
По словам г–жи Минц, сложность при строительстве автовокзала заключалась в том, что всю технологическую транспортную схему нужно было уместить на небольшом участке — между Городским каналом и насыпью. Одно из предложений было — снести насыпь и построить на столбах эстакаду. А стоянку автобусов разместить под ней. Но идея не прошла: дорогая реализация.
Новостройка стала поворотной и в личной жизни студентки и архитектора — вскоре они поженились. Автовокзал был первым крупным проектом ее мужа. Но не единственным. На счету Георга Минца такие знаковые объекты, как рижский кинотеатр «Спартак», высотный корпус Дома творчества писателей в Дубулты, мемориал в Саласпилсе. В конкурсе на создание Саласпилсского мемориала Минц победил не случайно: сам прошел войну.
— Когда началась война, ему был 21 год, — продолжает супруга архитектора. — Закончил первый курс архитектурного факультета университета. Интеллигентная семья: мама еще до революции закончила в Петербурге университет, искусствовед, отец — инженер. 22 июня 1941–го отца в Риге не было — находился под Валкой, в командировке. Мать сразу сказала, чтобы они с братом (тот был младше на шесть лет) уезжали, за ней потом приедет муж. Сама она уезжать не хотела: не могла бросить своего старого отца. И вместе с ним погибла в Румбуле…
27 июня с одним из последних эшелонов Георг с братом покинули город. А затем освобождал его в рядах Латышской стрелковой дивизии – был артиллеристом. В Риге сумел зайти в тот дом, где жили до войны, — на Элизабетес, 22, на углу с Чака. Со слов соседей, в их просторной квартире жили немецкие офицеры. Из фамильных вещей ничего не уцелело, лишь на обоях можно было увидеть светлые пятна — следы от картин, которые тогда там висели. Больше он никогда не возвращался туда.
Войну Минц заканчивал в Курземе, был ранен осколком в голову. Через год после победы продолжил обучение в университете — на архитектурном факультете...
Новый облик старого автовокзала
В прошлом автовокзала белых пятен мало, а что сулит ему будущее?
О том, что визуальный облик «четвертых ворот» города устарел, после независимости говорили не раз. И не только говорили. В 2014 состоялся конкурс на строительство нового автовокзала и прилегающей территории.
Победитель не был определен.
Впрочем, сегодня нет ясности и с тем, какая территория останется за автовокзалом после реализации проекта железной дороги Rail Baltica Latvija. Ясно лишь, что она станет меньше. Один из вариантов предполагает, что с улицы Прагас в будущем станут отправляться только международные автобусные маршруты и туристические. А внутренние могут быть перенесены в Торнякалнс. Но это – одно из предложений.
Кстати, реконструкция железнодорожного узла и автовокзала предполагает и прокладку эстакады под железнодорожной насыпью на улице 13 Января – то, что хотели когда–то сделать и создатели автовокзала советской Латвии...
Илья ДИМЕНШТЕЙН