Еще в XVI столетии земли эти получил от польского короля рижский ратман (выборный член самоуправления) Мельхиор ДРЕЙЛИНГ - в награду за то, что ссужал деньги Его Величеству. Одновременно такой же награды были удостоены два других рижских мужа – Генрих фор УЛЕНБРОК и Захариус СТОПИУС. За схожие услуги. Всем троим были подарены крупные землевладения за границами города. По имени этих рижан и получили названия населенные пункты, которые нынче хорошо известны: Дрейлини, Улброка, Стопини.
Площадь Дрейлини тогда была значительно больше, чем сегодня. Практически весь теперешний Кенгарагс входил во владения поместья Дрейлингсбуш. А центральная усадьба находилась недалеко от нынешнего съезда с Южного моста – в створе улиц Славу и Крустпилс. Во время Северной войны здесь располагался лагерь командующего русской армией генерал-фельдмаршала Бориса Петровича ШЕРЕМЕТЕВА. 4 июля 1710 года здесь же был подписан акт о капитуляции шведской Риги – более чем на два столетия город вошел в состав российского государства.
Рижская фабрика КУЗНЕЦОВЫХ в царское время.
Давно смолкли пушки Северной войны – город развивается. И с помощью иностранного капитала, и с помощью русского. За административной границей Риги поднимаются новые заводы – одни из самых передовых не только в России. На Саркандаугаве хозяйничают англичане, балтийские немцы, а Дрейлини присмотрели русские фарфоровые короли КУЗНЕЦОВЫ. В первой трети XIX века они крупнейшие в России производители глиняной и фаянсовой посуды.
Захотелось им открыть производство и в самом большом городе Лифляндской губернии. В Дрейлингсбуше свободной земли достаточно. Тут в 1841 году и купил один из братьев Кузнецовых – Сидор Терентьевич - 60 гектаров земли...
Через два года начинается история рижского фарфора – фабрика заработала. Первых рабочих – несколько десятков квалифицированных специалистов – Сидор Терентьевич пригласил из внутренних губерний страны, с других своих производств. Перевез вместе с семьями.
Все начиналось с производства фаянса, а с 1851 года появилась фарфоровая посуда.
В 1864-м основатель рижской фарфоровой династии умер, и дело перенял его сын – Матвей Сидорович КУЗНЕЦОВ. Основал акционерное общество, правление которого находилось в Москве. Там жил и хозяин с семьей. Единственный из Кузнецовых, кто до революции постоянно жил в Риге, – Михаил Матвеевич, младший сын главы акционерного общества.
Жил он на улице Антонияс, 2, - в том доме, где сейчас находится российское посольство в Латвии. В преддверии Первой мировой войны это был дом известных рижских предпринимателей, уроженцев Австро-Венгрии братьев ЯКШ. Им принадлежал знаменитый когда-то торговый дом, находившийся на месте нынешнего корпуса РТУ на Ратушной площади...
Дом на Антонияс, 2, - трехэтажный, и каждый этаж арендовал кто-нибудь из состоятельных горожан. Фешенебельный дом, красивый район.
Накануне Первой мировой у Кузнецовых - восемь фарфоровых фабрик, крупнейшая - в Риге: 3 тысячи человек. На предприятии - собственная больница, амбулатория. Рабочие и все члены их семей лечились бесплатно. Была и подготовительная школа, где детей рабочих готовили к основной школе.
Матвей Сидорович КУЗНЕЦОВ.
Самый известный в городе магазин Кузнецовых находился на Большой Грешной (ныне Грециниеку). Старые рижане вспоминали, что когда-то писком моды считались фаянсовые клозеты, которые тоже выпускали на фарфоровой фабрике. Богатые господа везли их на извозчиках незапакованными – смотрите, что можем себе позволить. У большинства-то были сухие туалеты.
Последний совладелец фабрики – Георгий КУЗНЕЦОВ – был арестован чекистами 24 октября 1940-го. Мало того что буржуй, так еще и служил у белого генерала Антона ДЕНИКИНА…
Сегодня на месте знаменитого фарфорового завода - крупный торговый центр. Есть там и мини-музей, рассказывающий об истории легендарного предприятия русских фарфоровых королей, которые начинали свое производство в этих местах.
Познавательно и интересно. Жаль только, что многие из тех, кто работает в торговом центре, понятия не имеют ни о прошлом этого места, ни о том, что у них есть мини-музей, рассказывающий о знаменитой рижской фарфоровой фабрике и ее русском следе.
Дрейлини в XXI веке.
А населенный пункт Дрейлини обрел новое звучание уже в 1990-е – тогда здесь решили строить новый микрорайон. Не успели: песенная революция подмяла проект. Вспомнили о нем только в 2003 году. Но лучше поздно, чем никогда. Финансировало стройку самоуправление. В 2004-м сдали первый дом, через два года - еще 13 и детский сад. Часть квартир стала социальным жильем, другая была продана на публичных торгах...
чтобы помнили
* В начале ХХ века кузнецовский фарфор завоевал и зарубежные рынки – Голландию, Англию, Германию. Победил он и в заочном соперничестве с западноевропейской продукцией на восточных рынках – российским фарфоровым королям удалось вытеснить конкурентов с рынков Персии, Турции, Афганистана.
* В 1902 году «Товариществу производства фарфоровых и фаянсовых изделий Кузнецова» было пожаловано звание поставщика Двора Его Императорского Величества с правом иметь на вывеске «находящееся на сем удостоверении изображение Малого Государственного герба с надписью внизу «Поставщик Двора Его Императорского величества».
* Свидетельство уровня кузнецовского фарфора - награды на престижнейших выставках. Золотая медаль на выставке в Чикаго, Гран-при в Реймсе и Льеже. И, наконец, Матвей Сидорович удостоился высшей награды Франции – ордена Почетного легиона: за содействие участию России во Всемирной выставке 1900 года.
* КУЗНЕЦОВЫ воспитывали в своих рабочих уважение к вере - и им это удалось. Во время войны фашисты распорядились снять с купола храма Гребенщиковской общины позолоту. Однако работники фабрики спасли храм - отдали фашистам собственные золотые украшения, и те успокоились. Это не легенда – факт...
Илья ДИМЕНШТЕЙН
Все фото – из архива