Пытаясь присмотреться к впечатляющей технической начинке 623-сильного купе Rolls-Royce Wraith, понимаем, что «железо» в нем вовсе не главное, пишет журналист журнала "Популярная механика" Сергей Апресов.
Я загорелся желанием прокатиться на Rolls-Royce Wraith, как только впервые увидел его фотографию. Мне импонировал двухдверный кузов — когда ты за рулем купе, тебя не примут за шофера даже самые преданные адепты стереотипов (мол, Rolls-Royce — автомобиль для пассажира). Меня завораживали цельнодеревянные панели дверей — воображение сразу рисовало сказочно огромные стволы деревьев, из которых можно было вырезать такое. Двухцветная окраска, монументальные ручки «суицидальных» дверей, наконец, просто исполинские размеры — все это обещало ни с чем не сравнимый опыт вождения.
И конечно же, как технический журналист я надеялся «открыть миру глаза» на Rolls-Royce: объяснить, что баснословная стоимость этих автомобилей обусловлена вовсе не социальными абстракциями, такими как «статус» или «символ успеха», а выдающейся работой конструкторов и абсолютным техническим совершенством. В этом я потерпел фиаско.
Приборы, напоминающие циферблаты винтажных часов, особенно захватывающе выглядят вечером, озаренные удивительно ровной и спокойной «лунной» подсветкой. Но пусть консервативный дизайн вас не обманывает: под классическими приборами замаскирован длинный и узкий дисплей, на который выводится вся необходимая современному водителю информация.
3D-графика на 100 лет
Не поймите неправильно: с техникой у Rolls-Royce все более чем в порядке. Носителю английских традиций от нынешнего немецкого родителя BMW достались лучшие технологии, имеющиеся на рынке. Восьмиступенчатый автомат предугадывает желания хозяина, ибо умеет совещаться с навигационной системой: перед поворотом он готовится включить пониженную передачу, чтобы дать водителю больше тяги. Цветной проекционный дисплей в большинстве комплектаций выводит важную информацию на лобовое стекло. К этой информации относятся и дорожные знаки, которые читает высокочувствительная камера.
Имена из записной книжки или адреса для системы навигации можно писать пальцем на сенсорной «шайбе» контроллера. Кроме рукописного ввода есть и голосовой. В целом информационно-развлекательную систему Wraith (она же BMW Connected Drive) можно смело назвать лучшей на рынке. В этом плане Rolls-Royce повезло гораздо больше других английских марок «с богатой историей». Колоссальных размеров центральный дисплей при поддержке специального графического ускорителя демонстрирует захватывающую 3D-графику. Экран можно разделить пополам и дать каждой половинке свою работу — к примеру, справа радио, слева навигатор.
Зеркальный шпон или лимонно-желтая кожа — владельцу Rolls-Royce доступны все стили, от классики до модерна. Оптоволоконное звездное небо над головой не просто абстракция. Оно может демонстрировать созвездия, наблюдаемые в той части света, где живет заказчик.
Постоянный доступ в интернет позволяет пользоваться музыкальными приложениями и интернет-радио, электронной почтой и социальными сетями, данными о достопримечательностях и дорожной инфраструктуре. Информацию можно получить и в более консервативном стиле: обратиться к консьержу, который, учтиво поприветствовав владельца Rolls-Royce, отметит нужную точку на карте навигатора.
Даже инструкция по эксплуатации здесь особенная: вместо обычного оглавления можно воспользоваться графическим. К примеру, чтобы почитать о шинах, нужно указать на колесо нарисованного автомобиля, а затем на шину. Так я узнал, что на Wraith устанавливаются самозаклеивающиеся покрышки с технологией ContiSeal. В них дополнительный слой каучука мгновенно заполняет отверстия диаметром до 5 мм. В отличие от Run Flat, у этих шин нет боковин повышенной жесткости, что могло бы негативно сказаться на комфорте.
«Волгоградский проспект», — с нарочитой четкостью произношу я. «Волоколамское шоссе?» — вежливо переспрашивает робот. От трудностей перевода не застрахован даже Rolls-Royce — почему-то Volgogradskiy Av. запечатлен в памяти навигатора только в английском варианте. И все же за рулем Wraith создается стойкое и приятное ощущение, что ты буквально окутан высокими технологиями. Подспудно вспоминаешь, что на сегодняшний день 75% всех когда-либо выпущенных «Роллс-Ройсов» все еще на ходу. Впечатляющий показатель надежности. Неужели все это электронно-мехатронное великолепие будет исправно работать и через сто лет? Время покажет.
Чтобы пришвартовать большую яхту, капитан прибегает к помощи шкотовых матросов. Припарковать Rolls-Royce помогут электронные помощники — камеры кругового обзора. Обратите внимание на указатель поворота — в нем прячется широкоугольная камера обзора перекрестка. Чтобы осмотреть пересекаемую проезжую часть, на нее даже не надо выезжать.
Скромное обаяние 600 скакунов
Несмотря на захватывающую электронику, наиболее заметная на ходу техническая особенность Rolls-Royce — это двигатель. Не каждый день увидишь автомобиль с V12, тем более в наше экологически озабоченное время. 623 л.с. и 800 Н•м крутящего момента — показатели, привычно ассоциирующиеся с визгливыми трековыми суперкарами. Гораздо интереснее то, что максимальный момент в 800 л.с. мотор развивает уже на 1500 об/мин: именно этот факт определяет величественный ездовой характер Wraith. И именно он потребовал от разработчиков ряда технических ухищрений.
В основе эластичности и экологичности исполинского V12 лежат три технологии: Valvetronic, TwinPower Turbo и High Precision Injection. Первая знакома многим владельцам BMW. Ее суть в том, что, нажимая на педаль газа, водитель управляет не углом открытия дроссельной заслонки, а непосредственно ходом впускных клапанов. Точнее, клапанами управляет не водитель, а компьютер, интерпретируя команды водителя и рассчитывая оптимальную кривую изменения подачи топлива в цилиндры.
Почувствуйте разницу: если обычная система изменяемых фаз газораспределения имеет лишь несколько (первоначально — два) режимов работы для низких и высоких оборотов мотора, то Valvetronic непрерывно оптимизирует количество топлива и фазу. Результат — быстрые отклики на работу газом и экономия.
12-цилиндровый двигатель N74 фактически представляет собой две рядные «шестерки» N55, установленные под углом 60 градусов друг к другу. Каждая из них оснащена турбокомпрессором с технологией TwinPower. Ее суть в том, что выхлопные газы от двигателя поступают к крыльчатке турбины по двум каналам разного сечения. Более узкий канал помогает развить необходимое давление на низких оборотах, а широкий канал подключается, когда газов становится больше. В результате компрессор начинает работать раньше, добавляя мотору приемистости.
Наконец, система прямого непосредственного впрыска топлива High Precision Injection позволяет филигранно управлять качеством смеси и готовить ее равномерно, добиваясь полного и гомогенного сгорания. Последнее важно как с точки зрения динамической эффективности, так и с точки зрения сокращения вредных выбросов в атмосферу. Все-таки уложить гигантский V12 в современные экологические нормы — задача не из тривиальных.
Что же дают водителю 600 сил под капотом? Вечное первенство в светофорных гонках, спортивный стиль вождения, доминирование на дороге? Нет, нет и нет. Скромная попытка «поиграть в шашечки» на шоссе тут же пресекается недвусмысленным визгом шин. И хотя до потери контроля еще как до луны, настроенный на абсолютный комфорт 2,5-тонный Rolls-Royce сразу дает понять: он предпочитает размеренный и прогностический стиль езды. Другими словами, расслабленный, респектабельный, взрослый.
Табун скакунов под капотом дает «Призраку» главное качество Rolls-Royce — непринужденность. Это слово — effortless — в английской компании считают главным. При 800 Н•м, доступных по первому зову, любой маневр дается без малейших усилий.
К примеру, для обгона с ускорением на скорости более 140 км/ч любой мощный автомобиль возьмет небольшую паузу, чтобы включить пониженную передачу и раскрутить мотор до соответствующих оборотов. Любой, только не Wraith, которому хватает момента для ускорения с любых оборотов на любой передаче.
Как ни банально сравнение Rolls-Royce с яхтой, но приходится обращаться к нему вновь и вновь. В поворотах и на торможении он ведет себя как породистая лодка, требуя от водителя заранее планировать и рассчитывать маневры. Хороший капитан всегда уверенно следует к своей цели и не принимает поспешных решений. Такой ездовой характер трудно назвать недостатком, скорее это дополнительное развлечение. Не зря владельцы яхты специально учатся, чтобы занять место у штурвала собственного судна. Приятно видеть себя капитаном.
«Лепестки» на фото — не что иное, как каналы, по которым выхлопные газы поступают к турбине. За их переключение отвечают специальные клапаны, которые повинуются контроллеру двигателя.
Передвижная выставка
И все же рассматривать технические особенности Wraith — это все равно что всерьез обсуждать качество холста, на котором художник написал картину. Rolls-Royce — это не транспортное средство, а передвижная галерея, приуроченная к успеху хозяина. Каждый «Роллс», произведенный по индивидуальному заказу и собранный вручную, представляет собой если не произведение искусства, то как минимум образец искуснейшего ремесла.
И непременным его соавтором является сам владелец. Заказывая автомобиль, он выбирает комбинацию из 44 000 доступных цветов кузова, 500 видов дерева (пород и рисунков), бесчисленного множества вариантов тканей и кожи. Желаете имитацию звездного неба над головой? Пожалуйста! Хотите затянуть сиденья в шелк с художественной вышивкой и тут же поставить автомобиль в музей имени себя (сесть на такой шедевр, пардон, «рука» не поднимется)? Любой каприз!
Зеркальный рисунок на деревянной крышке, прикрывающей дисплей, — не чудо природы, а результат тончайшей работы краснодеревщика: он разделил и без того тонкий шпон на два слоя и совместил их. Поясная линия на борту купе — это символ высококлассного ручного труда, ремесла на грани искусства. Ее рисует художник без масок и трафаретов, ни на мгновение не отрывая кисти от поверхности. Процесс длится несколько часов и настолько сложен, что художнику пока так и не удается найти преемника.
Каждый Rolls-Royce представляет собой нечто уникальное, единственное в своем роде. И, как ни странно, это с первого взгляда заметно не только ценителям, но и случайным прохожим, которые даже не слышали о существовании такой марки. Без привычки ездить, а тем более парковаться на Wraith даже слегка неудобно: автомобиль, а вместе с ним и его владелец постоянно приковывают внимание. Люди останавливаются у машины, фотографируют ее, обсуждают характеристики и стоимость. Сотрудники небольшого кафе даже созвали коллег и выстроились в шеренгу, чтобы посмотреть, как поедет Rolls-Royce.
Интересно, что Wraith ни у кого не вызывает ассоциаций с бизнес-элитой, «власть имущими», «непростыми людьми», как большие черные машины с тонированными стеклами. Владельцу Rolls-Royce нечего скрывать, и люди воспринимают его позитивно. «А это ваша машина? Наверное, какой-нибудь звезды?» — улыбаясь, добродушно расспрашивает меня заправщик.
Подведу итог. Любые технологии из описанных выше доступны и в других автомобилях. С точки зрения оснащения, тишины и ездового комфорта Rolls-Royce может дать вам лучшее, на что способны автомобили, но не более того. А вот если вы хотите почувствовать себя звездой, но на сцену выходить пока не готовы, — попробуйте Wraith. Пожалуй, для этих целей он подходит больше, чем любой другой автомобиль.