Бумага терпит все - в том числе и обещания, что где-то за границей может найтись топливо, которое в экстренной ситуации, когда всем понадобится топливо, будет доставлено в Латвию, а не конфисковано, украдено, заблокировано или уничтожено в пожарах.
Обещание настолько фантастическое, что ни одно латвийское государственное учреждение не удосужилось развить эту фантастику дальше планов по доставке топлива: по железной ли дороге, или цистернами, или автомобилями; где заключенные договоры на предоставление этих видов транспорта; где находятся резервуары (эстакады, насосы, трубы) для первоначального приема привезенного в Латвию топлива и т. д.; действительно ли у Латвии есть договоренность с польскими активистами о том, что они будут блокировать зерно из Украины и оружие в Украину, но откроют путь топливу в Латвию?
На самом деле Латвия лишь купила лишь подаваемые в Еврокомиссию справки о наличии запасов топлива, и брюссельские чиновники приняли их без лишних вопросов, чтобы не нарушать поток денег из Латвии. Эти справки привели к введению в Латвии специального сбора за каждый купленный литр топлива. Таким образом, из латвийской экономики были высосаны сотни миллионов евро, при смутном предположении, что часть этих денег будет возвращаться к местным политикам и государственным служащим. Все это становится известно сейчас, когда Латвия пытается заменить фиктивные резервы реальными запасами топлива.
Идея заменить фиктивные запасы реальными пришла после начала войны в Украине. (…) И в Латвию начали перебрасывать запасы топлива из-за границы. Но это оказалось очень дорого. Сумма, потраченная на оплату запасов, выросла с 17,7 миллиона евро в 2021 году до 29,3 миллиона евро в 2022-м и 76,1 миллиона евро в прошлом году. Если продолжать в том же духе, то в 2024 году расходы достигнут 120 миллионов евро. Правительство Эвии Силини поняло, что это уже нехорошо, и поручило министру экономики Виктору Валайнису сократить расходы.
Следует еще раз подчеркнуть, что до сих пор государство отчитывалось за топливо, которого реально не было, но на которое у латвийского государства было право первоочередного выкупа, если оно понадобится государству. Эта схема объяснялась как мера экономии денег, поскольку право на покупку топлива стоит дешевле, чем само топливо. Однако теперь выяснилось, что стоимость прав на топливо почти такая же или даже дороже самого топлива. Не менее удивительно, что хранение топлива в Латвии обходится в три раза дороже, чем за границей.
Выяснилось, что в Минфине, как единственном ведомстве, которое в принципе могло бы подготовить такой план, не существует планов по закупке топлива в кризисной ситуации. Отсутствие плана объясняется либо безумной халатностью, либо представлением о том, что иметь наготове деньги (план по сбору средств) для выкупа зарезервированного топлива излишне, поскольку этого самого топлива вообще нет.