В июле в юрмальском концертном зале "Дзинтари" пройдет вот уже второй фестиваль популярной музыки "Лайма Вайкуле. Юрмала. Рандеву". Он предполагается значительно масштабнее первого, который прошел год назад. Даже количество дней увеличилось с двух до четырех. По сути, можно сказать, что в Юрмалу вернется "Новая волна", но только в другом обличье.
"Лаймусе нельзя отказать"
Как сказала известная певица Лолита Милявская, "ради Лаймуси была готова приехать куда угодно, хоть на край света". "Я очень рада, что опять приеду в свою любимицу Юрмалу. Потому что просто не хочу подвести Вайкуле. А еще я рада, что нет сейчас никакого конкурса, а значит, не надо договариваться с членами жюри, чтобы тебя как–то оценили. В общем, да здравствует Юрмала, да здравствует праздник, который теперь организовывает моя любимая Лаймуся!" — отметила Лолита.
И тут не обошлось без политики. Латышские СМИ почему–то сообщали, что Милявская представляет… Украину. В действительности "украинка" Лолита, которая давным–давно уже живет в Москве, родилась в типичной Мукачево советской интернациональной семье: ее отец, Марк Львович Горелик, был конферансье, а мама, Алла Дмитриевна Никифорова, — джазовой певицей. Причем Милявская родилась вовсе не во Львове, как не раз у нас заявляли, а в Закарпатье, в городе Мукачево.
Хотя все эти игры вполне объяснимы: латышские журналисты всячески пытались дать понять, что фестиваль "Лайма Вайкуле. Юрмала. Рандеву" вовсе не пророссийский, а международный. А в итоге — вы только не смейтесь! — Кристину Орбакайте записали в… литовки, а дочь Эдиты Пьехи Илону Броневицкую — в… латышки, поскольку, как было заявлено, ее отец родом из Латвии. А вот Сосо Павлиашвили представляет Грузию. Хотя, казалось, всем очевидно, что он звезда именно российской эстрады.
А еще позабавило всеобщее желание побыстрее забыть как страшный сон "чуждую латышской ментальности" (как писали) "Новую волну" Игоря Крутого. С другой стороны, очевидно, что "Рандеву" — это как раз все та же "Новая волна", потому что лица и там, и тут одни и те же. Более того, даже председатель оргкомитета все тот же — предприниматель Александр Шенкман собственной персоной.
"Рандеву" родилось вовсе не на пустом месте. Был создан солидный фонд фестиваля.
— То, что наши бизнесмены, оценив ситуацию, скинулись, — уже огромное дело, — отметил лександр Шенкман. — Без этого, конечно же, никакого "Рандеву" не получилось бы, продажа билетов не могла окупить даже части затрат. Какая бы у нас ни была замечательная Лайма Вайкуле, но все равно народ приезжал в Юрмалу ради гонорара. Бесплатно сегодня никто не выступает. С другой стороны, это и понятно. Музыка, свет, звук, сценография — все это требует огромных расходов.
— Вы согласны, что "Рандеву" — это вторая "Новая волна"?
—До "Новой волны" этому фестивалю еще далеко. Хотя это шаг в верном направлении. Безусловно, очень важна хорошая раскрутка. Тут важно раскручивать все постепенно, шаг за шагом. Если мероприятие будет проходить в постоянном режиме, из года в год, то в итоге мы получим хороший продукт, который будет расти по своему значению. Люди опять вспомнят о Юрмале.
Юрмала в забвении
— А у нас говорят, что о Юрмале и без всякой "Новой волны" все помнят. Свежий воздух, широкий пляж — достоинств у города и без фестиваля масса.
— Нет, сейчас так принято думать, что о нас помнят всегда и весь мир. На самом деле это не так. Поэтому и нужно заниматься активным маркетингом своего города. Без этого ничего не получится. Этот как раз и осознали наши предприниматели. Потому что когда "Рандеву" увидят не десятки, а миллионы телезрителей, то, возможно, туристы начнут возвращаться. Я имею в виду качественный поток, который приносит большие деньги. Который в последнее время, к сожалению, заметно уменьшился.
А когда поток туристов увеличится реально, это отразится на всех сферах, в том числе и на недвижимости, которая в настоящий момент вовсе не так хорошо продается, как хотелось бы бизнесменам. И это еще мягко говоря.
Кроме того, Юрмале крайне необходим качественный концертный зал. На протяжении многих лет, пока у нас шла "Новая волна", я не уставал об этом говорить. Я сегодня об этом говорю. Потому что без хорошего и качественного концертного зала мы не сможем приглашать артистов мирового уровня.
"Новая волна" обходилась в 6 млн. евро
— А как же жемчужина у моря? Я имею в виду нынешний концертный зал "Дзинтари".
— Он устарел еще 30 лет назад. Конечно, можно проводить концерты и в том зале, который имеется. Но если мы думаем о развитии Юрмалы, то тут нужны совсем другие масштабы. Это касается и рекламы на мировых телеканалах, и больших отелей международного уровня, и многого другого, что может дать толчок для настоящего развития города. Важно сдвинуть все с мертвой точки. Конечно, это работа не на один год, но когда–то нужно начинать.
— Но "Рандеву", увы, не покажут российские федеральные телеканалы, у которых огромная зрительская аудитория...
— Российские каналы — это, как вы понимаете, вопрос политического характера. Я имею в виду отношения между Латвией и Россией. Есть вопросы, которые можно решить на коммерческой, на дружеской основе, а есть такие проблемы, которые не подвластны бизнесу.
— Вы сейчас какое–то отношение имеете к "Новой волне"?
— Уже нет.
— Насколько я знаю, вы по–прежнему дружите с Игорем Крутым. Он мог бы приехать на "Рандеву"?
— Это вопрос, опять же, политики. Пока его приезд, думаю, преждевременен. Игорь Крутой — близкий друг не только мой, но и Лаймы. Конечно, мы всегда рады его видеть. Возможно, рано или поздно он снова приедет в Юрмалу, чтобы порадовать публику своим творчеством.
— Если не секрет, сколько стоит проведение хорошего фестиваля в Юрмале?
— "Новая волна" нам с Игорем Яковлевичем обходилась более чем в 6 миллионов евро. Каждый год. Билеты были дорогие, но выручка с них была свыше миллиона. Остальное спонсоры. Это не значит, что мы теряли каждый год по 6 миллионов евро. Но ясно, что "Новая волна" не была чисто коммерческим проектом.
Естественно, "Рандеву" тоже стоит немало - свыше миллиона евро. И, понятное дело, билеты в "Дзинтари" эти деньги не вернут.
Точную цифру всех расходов назвать сложно, поскольку нет предела совершенству. Многое зависит от уровня телевизионной техники, съемочной бригады. Ведь только в том случае, если получится качественный продукт, им заинтересуются многие телеканалы.
А расходы растут постоянно. В том числе и на артистов. Практически все выступают за деньги. Для сравнения: на "Новой волне" российские звезды выступали бесплатно, потому что был обеспечен эфир. Но с "Рандеву" все–таки другая ситуация. В любом случае, дорогу осилит идущий!
"Я не чувствую себя ветераном!"
Мне удалось побеседовать и с музой Юрмалы (как ее называют) Лаймой Вайкуле.
— Не планируете провести конкурс молодых исполнителей, как это было на "Новой волне"? И тем самым на "Рандеву" можно привлечь свежие силы.
— Вы знаете, в возрасте есть свое преимущество. У нас выступали не только ветераны. Скажем, сын Эдиты Пьехи Стас считается молодым исполнителем. А мужская М–Band, которую создал Константин Меладзе, и вовсе для юных девочек. Правда, мне этот мальчиковый коллектив тоже нравится.
Я ненавижу разговоры про возраст. Когда мне было 17 лет, моей подруге было 33 года. Но я не чувствовала разницы. А как люди в каменном веке знакомились, ведь они считать не умели?! Поэтому дело не в возрасте, а в профессионализме. Молодой исполнитель, который творчески совершенно незрелый, мне не интересен.
— Многих интересует, насколько "Рандеву" вам выгодно…
— Ну что вы. Организация такого фестиваля — неблагодарное занятие. И очень невыгодное дело. Билеты приносят крайне мало. Так что постоянно приходится ходить с протянутой рукой. Знаете, когда мы в свое время устраивали один фестиваль в Юрмале, я попала на 100 тысяч. То есть были конкретные убытки.
Пришлось самой все покрывать, потому что на кону было мое имя. А оно дороже всяких денег. Ведь на свое имя артист работает всю жизнь. И никому не хочется его взять и потерять. И тут я не являюсь каким–то исключением. А если сравнить нынешний фестиваль с первым, то разница в напряжении.
Ведь объем увеличился вдвое. Я боялась абсолютно за всех. И за артистов, и за музыкантов, и за звукачей. Важно было, чтобы все прошло как по маслу. Успех мероприятия зависит не только от меня. Но и от гостиниц, чтобы они приняли хорошо гостей. И даже от гримерок, чтобы участникам было удобно. А еще у нас были репетиции, которые тоже нужно было провести на уровне. Меня не покидает ощущение, что я пригласила людей даже не в Юрмалу, а к себе домой. Потому что спрос будет в первую очередь с меня. Я рада, что все приедут с удовольствием. Никого не нужно было уговаривать.
— Писали, что в прошлом году репетиции проходили прямо у вас дома. Сейчас вы продолжили эту традицию?
-Да. Может быть, у меня и тесновато, но зато удобно для репетиций. Многие отмечают домашнюю атмосферу. Мне кажется, это очень важно. Знаете, для меня сцена — это то место, где тебя полностью захватывает, где ты отдаешь свою душу зрительному залу. Но для этого нужно как следует подготовиться. А еще я всегда говорю своим друзьям, чтобы они приезжали к нам за здоровьем. В Юрмале его немало!
Дмитрий МАРТ.