Русско-Балтийский вагонный завод в 1909 году.
Дотошные архивисты скажут, что первый российский автомобиль был выпущен в Санкт-Петербурге и показан на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Год же рождения рижского авто – 1909-й. Однако до этого изготавливали только единичные экземпляры, собранные из зарубежных деталей. В Риге же началось серийное производство. Не случайно на Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге в 1910 году рижскому автомобилю была присуждена большая золотая медаль с пояснением: «За установление автомобильного производства в России».
Предприятие на тогдашней Волмарской улице открылось в 1869-м. Начинали с вагонов - товарных и пассажирских. На первых порах в Риге располагался филиал немецкой вагоностроительной фирмы, получившей заказ для Рижско-Двинской железной дороги, а спустя пять лет филиал стал самостоятельным предприятием. Тогда-то и появилось название, которое в дореволюционной России хорошо знали, - Русско-Балтийский вагонный завод...
К началу XX столетия на заводе ежегодно выпускали свыше 5 тысяч товарных вагонов, 200 пассажирских. Еще и сегодня на окрестных улицах можно увидеть деревянные невысокие дома более чем вековой давности – их строили для рабочих предприятия. В то время там работало свыше 4 тысяч человек. Рос и окрестный район, поднимались дома – в том числе красивые, каменные, открывались магазины, прокладывались коммуникации.
В гараже предприятия.
Для первых линий электрического трамвая городским властям не нужно было искать заказчиков на стороне - трамваи выпускали в Риге, на Русско-Балтийском вагонном заводе. Производили там и сельскохозяйственные машины. А в 1908-м на заводе создается автомобильный отдел.
К тому времени выпуск вагонов сокращается: конкуренты не спят. Один из главных находится тоже в Риге – завод «Феникс» (впоследствии «Вайрогс» и РВЗ). В это время председатель правления РБВЗ и его главный владелец Михаил Владимирович ШИДЛОВСКИЙ предлагает коллегам новое направление – автомобильное. Тут уж у предприятия не будет местных конкурентов.
Вскоре в Ригу приглашают 24-летнего швейцарского инженера Жюльена ПОТТЕРА – у него уже был опыт создания автомобилей в Бельгии. Швейцарец становится главным конструктором автомобильного отдела, и уже через год – 8 июня 1909-го – из ворот завода на улице Вольмарской выезжает первый автомобиль - «Руссо-Балт»...
Можно ведь как сделать: выпустить один автомобиль, пошуметь, «срубить бабла», а реальное серийное производство оставить на бумаге. Швейцарец для начала испытывает новинку не в заводских условиях и даже не на рижской брусчатке, а на маршруте Рига - Санкт-Петербург. 600 километров - да еще по тем дорогам! За рулем - сам конструктор. Экзамен прошел успешно.
Вскоре на этой же машине Поттер принимает участие в гонке по уже опробованному маршруту. «Руссо-Балт» занимает почетное третье место, уступив лишь более мощным «Мерседесу» и «Опелю». Дорога занимает у рижского конструктора 16 часов 7 минут.
Русский журнал «Автомобиль» писал о «Руссо-Балте»:
«На днях на улицах Петербурга появилась изящная коляска с кузовом гоночного типа, серого цвета, привлекшая всеобщее внимание своим изящным видом и русским национальным флажком у переднего щитка...»
Начинается серийное производство. Не десятки или сотни тысяч машин, как на сегодняшних автомобильных концернах, а просто десятки и сотни. Первая модель – С-24-30 - стала самой массовой в истории завода: их было выпущено 347. А всего, по оценкам архивистов, с июня 1909-го по сентябрь 1915-го на РБВЗ изготовили свыше 600 автомобилей. В том числе для армии, пожарных, медиков.
Много это или мало? Для сравнения: «Ауди» и «Альфа-Ромео» в эти же годы выпускали чуть более 200 автомобилей в год.
Проспект, знакомящий с продукцией завода.
Возможности увеличить выпуск в Риге были, но нашлись бы покупатели? На отечественном рынке приходилось конкурировать с зарубежными марками, которые стоили дешевле. Даже самый недорогой из рижских автомобилей обходился в 5 500 рублей, тогда как иностранные «опели» и «рено» - на 500 рублей дешевле. А за самый популярный «Руссо-Балт» С 24/30 приходилось выкладывать уже 7 500 рублей.
Одна из причин высокой цены – многие детали нужно было заказывать за рубежом: отечественная промышленность их не выпускала. Чтобы устранить зависимость от импорта, на РБВЗ решили освоить выпуск всей номенклатуры на месте - начали строить новые цеха, покупать новые станки. С задачей справились. Как отмечают специалисты, в Риге научились выпускать детали с допусками в сотые доли миллиметра, а взаимозаменяемость деталей у машин одной производственной партии была стопроцентной...
Причем не стоял на месте и маркетинг – рижские машины постоянно участвовали в престижных гонках и часто побеждали. Одной из самых громких стала победа в ралли 1912 года Санкт-Петербург - Монако. «Руссо-Балт» финишировал первым среди 87 участников! В Ригу уехало несколько главных призов.
За рулем был гонщик и журналист, основатель первого русского специализированного журнала «Автомобиль» Андрей Платонович НАГЕЛЬ. Кстати, друг руководителя предприятия Михаила Шидловского.
В 1912-м контракт с Жюльеном Поттера закончился, и тот решил вернуться на родину. Но в Риге продолжили дело его талантливые ученики. В первую очередь - русские конструкторы Иван ФРЯЗИНОВСКИЙ и Дмитрий БОНДАРЕВ, начинавшие со швейцарцем.
С РБВЗ часто связывают и имя знаменитого авиаконструктора Игоря СИКОРСКОГО. Однако работал он не в Риге, а в городе на Неве. Именно там было размещено авиационное отделение рижского предприятия.
Эпоха рижского Русско-Балтийского вагонного завода завершилась в сентябре 1915-го - с приближением к Риге фронта Первой мировой завод эвакуировали в Петроград...
Многие десятилетия легендарные рижские автомобили нельзя было увидеть живьем – от них сохранились лишь фотографии и чертежи. Но в 1965 году в каком-то сарае обнаружили чудом уцелевший экземпляр. Машина была в хорошем состоянии, с оригинальными деталями. Сегодня она - в экспозиции московского Политехнического музея.
Нашелся и второй «Руссо-Балт» - пожарная машина 1912 года. Фрагменты обнаружили в Латвии, в Рауне, в 1976-м, в доме пожарного, восстанавливали по крупицам. Заслуга в этом энтузиастов латвийского Клуба антикварных автомобилей, благодаря которым мы и сегодня на родине «Руссо-Балта» можем любоваться уникальной машиной – в Мотор-музее в рижском Межциемсе.
А по улице Валмиерас в Риге обязательно стоит пройтись. Хотя бы для того, чтобы увидеть старинное кирпичное здание, на фасаде которого и сегодня уцелела дореволюционная надпись - «Русско-Балтiйскiй вагонный заводъ». Гордость ушедшей Риги...
Илья ДИМЕНШТЕЙН
Все фото из архива