Сам Хайдер отрицает произошедшее и утверждает, что за 14 лет память о том хаотичном и кровавом дне подводит людей, и они начинают выдумывать.
В январе 2002 года Хайдер во время ночной операции также убил старика-афганца, который приближался к солдатам SEAL Team 6. Пожилой человек плохо видел в темноте и не понимал английского языка. Хайдер предполагал, что у него может быть граната, так как за неделю до этого произошел случай, когда спрятанной гранатой другой приближающийся афганец серьезно ранил сотрудников ЦРУ.
О случае с конвоем не стали докладывать начальству. В подразделении не принято рассказывать такие вещи о своих сослуживцах, все проблемы решаются внутри без огласки. Как сказал один из бывших "котиков", "вы не можете выиграть расследование против нас… когда вы побеждаете на поле боя, вы не проигрываете расследования". Но когда Хайдер через несколько лет повышений должен был вернуться в ту самую "Красную команду" в составе SEAL Team 6, бойцы доложили руководству, что не хотят его видеть в подразделении.
После событий января 2002 года последовали другие истории. Один из военнослужащих SEAL Team 6 снимал на видео раненых умирающих врагов после окончания горячей фазы операций, что входило в его обязанности. В процессе он отпускал издевательские комментарии, а видео затем показывал остальным солдатам. На следующий год этого военнослужащего выставили из подразделения за пьяный инцидент с оружием.К 2006 году численность SEAL Team 6 увеличилась с 200 до 300 операторов, и контроль за их действиями на земле ослаб. В 2006 году стали поговаривать, что татуированные и бородатые солдаты стали походить на банду байкеров, а не на военнослужащих.
Верить в книжную чепуху
Отдельная история — это использование топоров "Красной командой" SEAL Team 6. Символ данного подразделения — индеец со скрещенными томагавками. В "Красной команде" обзавелись своими собственными томагавками, сделанными под заказ известным мастером Дэниэлем Уинклером из Северной Каролины.
Сначала томагавки были просто символом принадлежности к группе, но затем использовались в Афганистане и Ираке, а также при взломе замков и дверей, во время ближнего боя и для снятия частей скальпа, пальцев, кожи с убитых врагов в целях дальнейшей идентификации ДНК.Под предлогом взятия образцов, по данным автора статьи в The Intercept, бойцы SEAL Team 6 снимали не просто небольшие куски кожи, а практически скальпы.
В декабре 2007 года в Афганистане один из солдат попытался отрезать голову убитого противника после того, как перед операцией командир сказал бойцам, чтобы ему принесли "голову врага на тарелке". Было проведено расследование, слова офицера не посчитали прямым приказом, решив, что он высказался образно, а солдат не пилил горло, а срезал разгрузочный жилет. Расследование прекратили за отсутствием доказательств.
Вдохновением многим американским военным в те годы в Ираке и Афганистане служила художественная книга Д.Р. Элфорда "Страж Дьявола", написанная в 1971 году и повествующая о похождениях бывшего офицера СС в рядах Иностранного Легиона. В книге смакуется жестокая борьба бывших немецких военных с повстанцами в Индокитае. Один из расследовавших действия SEAL Team 6 офицеров сказал, что в эту книжную чепуху солдаты SEAL Team 6 верили, как в Библию.
Распространенным способом отмечать победы был контрольный выстрел в верхнюю часть головы, сделанный таким образом, чтобы череп раскрылся в виде латинской буквы V. На сленге солдат это называлось "пройти на каноэ", имея в виду характерный расходящийся след на воде, который остается при гребле.Эти "следы каноэ" впервые начали замечать на трупах в 2004 году, а в 2007 году их число в отчетах достигло пика. На вопросы о причинах появления таких следов на трупах, бойцы отшучивались, списывая все на "удачный выстрел".В 2007 году снайпер "котиков" застрелил трех безоружных людей в Афганистане, включая маленькую девочку. Снайпера тихо перевели из SEAL Team 6 в другую часть.
Покушение на Усама бен Ладена в Афганистане. 2 мая 2011 годаВ апреле 2009 года после ликвидации пиратов, захвативших капитана Филлипса, из лодки пропали спрятанные пиратами 30 тысяч долларов. ФБР допрашивало бойцов SEAL Team 6 и проверяло на полиграфе. К ответственности никого не привлекли, деньги не нашли. Допускается, что деньги все же взяли спецназовцы.
Ни одно расследование действий бойцов SEAL Team 6 в Ираке, Афганистане или в другой стране не привело к официальному наказанию. Солдат в худшем случае просто переводили в другое место и иногда возвращали обратно в подразделение, когда страсти утихали.
Попытки поставить под контроль
Глумлению над трупами положили конец в 2009 году, когда Совместное командование специальных операций США возглавил адмирал Уильям Макрейвен. В 2008 году ЦРУ было крайне недовольно тем, что SEAL Team 6 постоянно при рейдах убивает противника, даже если враг спит, в то время как ЦРУ необходимы живые захваченные пленные. Между ЦРУ и SEAL Team 6 в Афганистане разгорался конфликт, и информация о деятельности SEAL Team 6 стала поступать наверх.
Макрейвен начал наводить порядок. Он на некоторое время остановил большинство специальных операций в феврале 2009 года, чтобы остудить горячие головы.По новым правилам Макрейвена, к большому недовольству бойцов SEAL Team 6, после горячей фазы операций теперь надо было фотографировать не только фас и профиль убитых, но и делать кадры с положением тела убитого, оружием противника, места, откуда сделаны выстрелы и т. п.
Отчасти это было сделано, чтобы показать афганским властям, что спецназовцы не убивают просто так. Во-вторых, необходимость все тщательно документировать отбивала охоту издеваться над трупами. После 2009 года "следы каноэ" практически исчезли из отчетов с мест событий.
Тем не менее, время от времени различные истории все равно продолжали происходить. Например, The New York Times в 2015 году в своей большой статье о "котиках" писала, что в 2011 году у берегов Африки, выполняя миссию на борту захваченной пиратами яхты, один из солдат SEAL Team 6 нанес пирату 91 ножевое ранение после того, как были убиты четверо американских заложников.
Кто стоит за разоблачениями
Нужно понимать, откуда такое внимание к этой теме у The Intercept. С избранием Дональда Трампа президентом США среди военных, в прессе и обществе все чаще обсуждается возможное еще более масштабного использования специальных отрядов в зарубежных миссиях. Их деятельность The Intercept критически освещает с первых дней своего существования.Основатель eBay Пьер Омидьяр запустил проект, который начал с публикаций на базе материалов, полученных от Эдварда Сноудена, и с разоблачения деятельности разведслужб США, в феврале 2014 года. За годы работы ресурс стал культовым среди левой политической аудитории и "анти-империалистов". The Washington Post в конце прошлого года внесла The Intercept в скандальный список "агентов влияния Москвы" и обвинила издание в намерениях "подорвать веру в американскую демократию".
Нейтральным ресурс назвать трудно, это надо четко понимать, но опубликованные на нем материалы и расследования часто изобиловали интересными фактами и подробностями и всегда вызывали шквал общественных дискуссий.
Тем не менее, главная претензия к изданию — множество отсылок к анонимным источникам, которые формально по соображениям государственной безопасности и секретности не готовы раскрывать свои данные.
Американские военные в Афганистане, 2011 годОсмысление или оправдание
Некоторые из тех, кто в нулевых годах замял дело о причастности солдат SEAL Team 6 к глумлению над телами в Афганистане, сегодня занимают руководящие посты в вооруженных силах США и не отвечают на запросы СМИ об их прошлом.Один из ветеранов отряда так объяснил происходившее с некоторыми солдатами подразделения: "Вы хотите, чтобы я имел дело со свиньями, но я не могу сделать это, не запачкавшись".
Другой бывший командир "котиков" подытожил: "Никто не подготовил наших ребят к сопутствующему (психологическому) ущербу, к эффектам второго и третьего порядка в этой войне. Ночь за ночью они должны были убивать или быть убитыми. Было так много дикости.
Я не попустительствую их поведению — нет оправданий кромсанию трупов, — но мы и не подготовили их (солдат) к такому. Если бы я сказал вам, что отрезал голову после окончания операции, объясняя, что я был в горячке и перешел черту один раз — вы бы посочувствовали мне. Война ужасна, и человек заходит слишком далеко".
Илья Плеханов.