«Я – рижанка», - говорит о себе Вероника Прилатова. «Выросла и жила тут до 35 лет, замужем тут была. У меня детки – рижане. Потом встретила второго мужа. Он с Киева. И с 2014 года я живу на два города. В буквальном смысле – с двумя косметичками и шкафами с одеждой. То тут, то там».
В очередной раз Вероника прилетела в Киев 21 февраля. Хотела раньше, но муж отговорил: дескать, обстановка накаляется, давай немного переждем, посмотрим, как будут развиваться события.
«По итогу правы оказались все городские сумасшедшие. Никто не верил, что будет полномасштабная война. Ни один нормальный человек не мог в это поверить на полном серьезе. И потому 21 февраля я полетела в Киев», - говорит Вероника.
Рано утром ее мужу позвонил друг: «Вы что, спите? Киев бомбят!».
В первый день семья приняла решение никуда не уезжать. Дом Вероники располагается практически на выезде из города. Она говорит, что с самого утра «буквально под подъездом» сформировалась огромная пробка из автомобилей, который ползли в направлении запада по житомирской трассе.
Рассматривались все варианты. Сперва семья думала, не остаться ли в городе, но было решено, что, находиться в 16-этажке на окраине города, под обстрелами, небезопасно.
«Второй вариант – поехать в деревенский дом. Но этот вариант тоже отмели, потому что после обеда стало известно, что к Киеву продвигаются войска и с белорусского направления», - говорит Вероника.
При этом, признала она, выехать в Западную Украину, учитывая, что творилось на дорогах, было тоже проблематично. Во-первых, из-за пробок можно было застрять на дороге, а во-вторых, появились сообщения об ударах по Ровно и Житомиру.
«Теперь я знаю. Первое, что в этом случае нужно иметь, это не продукты, это можно достать. Нужен бензин. Многие не смогли выбраться из-за отсутствия топлива. Мало кто держит полный бак, заправляются на 100-200 километров. До Житомира доедешь. И все», - пояснила она.
В итоге Вероника с мужем, а также его сестра с мужем и маленьким ребенком выехали в Западную Украину на второй день. «Проснулись от бомбежек. В этот раз били близко, с нашей стороны. У нас окна в сторону Гостомеля, Бучи – там все было в дыму. Сумки у нас были собраны. И мы отправились. Просто на запад», - вспоминает она.
«Поток шел со скоростью 70-80 километров в час. И стало понятно, что бензина нет нигде. От слова совсем. На обочинах попадались брошенные машины. Люди доезжали докуда могли, а затем выходили и старались к кому-то подсесть», - вспоминает Вероника.
Поскольку топливо кончалось, муж принял решение ехать на дачу к лучшему другу, который живет к Югу от Киева. У того был собственный автосервис. И, как выяснилось в телефонном разговоре, несколько канистр бензина.
Потом по второстепенным дорогам, деревнями, добрались в Карпаты. И там, признала Вероника, им с мужем пришлось разделиться, поскольку мужчин из Украины не выпускают.
Её муж подпадает под третью волну мобилизации как офицер запаса, но ни он, ни его друзья и сами бы не поехали из страны в такой ситуации.
«Я когда раньше смотрела фильмы о Второй мировой, часто не понимала кадры, где женщины провожают своих мужчин на войну, целуют, напутствуют. Мне раньше казалось, что я бы в такой ситуации пыталась бы спрятать своего мужчину в подвале.
А тут такой страх. И ты понимаешь: если он сдастся, то и тебя завтра не будет», - признала Вероника.
Ее муж в настоящий момент занимается развозом гуманитарных грузов – загружается на границе, а затем развозит по городам.
Из Украины Вероника, будучи гражданкой Латвии, выбралась благодаря помощи консульства. Добраться до Львова задача не простая – люди «едут по 21 часу стоя, по 17 человек в купе».
«В Латвии я оказалась на десятый день войны. Сперва отходила. Первые дни было очень сложно. Не понимаешь, на каком свете ты находишься"
Она рассказала, что круглосуточно следит за ситуацией в Украине, а также старается помогать по мере своих сил:
«Я связалась с парой волонтеров в Киеве, узнала, что им нужно. Мы с друзьями смогли собрать довольно большую сумму на покупку продуктов питания. Потом хотела записаться волонтером в Дом конгрессов, но там уже все места были заполнены. Отправилась на ул. Вентспилс, 50. Там проходит сортировка гуманитарных грузов. Люди приезжают, разгружают из машин то, что хотят отправить. Ты это сортируешь, упаковываешь, пишешь на коробке, что там находится. И я там помогала».