Факты
В понедельник агентстве LETA, а следом и во всех СМИ появилась расшифровка телеинтервью Артиса Пабрикса. В этом материале присутствует ссылка на некую докладную записку Минобороны, о которой Пабрикс не упоминал, хотя много говорил об оборонной концепции Латвии.
Оригинал документа «Par visaptverošas valsts aizsardzības sistēmas ieviešanu Latvijā» («О внедрении комплексной системы национальной обороны в Латвии») можно посмотреть целиком на сайте Кабмина, а вот цитата из него:
«Latvijas militārā aizsardzība tostarp balstās psiholoģiskā gatavībā pretoties okupācijas varai un savlaicīgi stiprināt vājākos pretošanās ķēdes posmus».
«Оборона Латвии, помимо всего прочего, основывается на психологической готовности сопротивляться оккупационной власти и своевременно укреплять самые слабые звенья в цепи сопротивления».
Два момента бросаются в глаза и усиливают друг друга в этой цитате: «сопротивление оккупационной власти» и «цепь сопротивления».
Оценка
Отмечу, что речь идет не об оккупационных войсках, речь именно о ВЛАСТИ. То есть, по мнению составителей доклада, народу Латвии следует начинать готовиться к тому, что страна в случае вооруженного конфликта будет оккупирована, а на ее территории будут действовать властные структуры страны-оккупанта.
Оккупация у нас в Латвии — особый термин. Так сложилось, что он включает в себя и аннексию, и инкорпорацию. И всему этому гражданскому населению следует быть готовым сопротивляться, создав «цепь сопротивления», некую подпольную организацию.
Давайте говорить прямо, существует единственная страна подходящая на роль оккупанта – Россия. И хотя, я не верю в войну РФ и НАТО, я целиком за то, чтобы Минобороны занималось своим прямым делом – готовилось защищать страну во всех мыслимых и немыслимых ситуациях. И прорабатывать в том числе самые невероятные сценарии. Даже те, что являются непатриотичными и впрямую пораженческими.
Не хочу и не буду гадать, что приведет Латвии под новую оккупацию – прямая война, «Крымский сценарий» в одном регионе, «Донецкий вариант» — я во все это условиях Латвии не верю. Не стану рассуждать о том, куда испарились 5 пункт устава НАТО и войска союзников. Пусть ответы на эти вопросы дают те, кто готовит Латвию к оккупации — аналитики Минобороны.
Факты
Эта докладная записка, увы, не просто очередной документ, порожденный чиновниками в погонах и без. Он был проектом 18 июня 2018 года, но 8 января 2019 года его рассмотрело правительство Кучинскиса и постановило:
1. Pieņemt zināšanai iesniegto informatīvo ziņojumu.
Aizsardzības ministrijai izveidot un vadīt darba grupu visaptverošas aizsardzības sistēmas izstrādei un nepieciešamās rīcības noteikšanai.
Visām ministrijām, Valsts kancelejai un Pārresoru koordinācijas centram apzināt un izvērtēt nepieciešamo rīcību un problēmjautājumus saistībā ar visaptverošas valsts aizsardzības sistēmas ieviešanu savas atbildības jomās, ņemot vērā informatīvajā ziņojumā iekļautos priekšlikumus un iesaistot publiskajās diskusijās vai citos sadarbības veidos pēc iespējas plašāku sabiedrības loku, un līdz 2019.gada 1.septembrim nosūtīt attiecīgu informāciju Aizsardzības ministrijai.
1.Принять к сведению представленный информационный отчет.
Министерству обороны создать и руководить рабочей группой по разработке комплексной системы обороны и определению необходимых действий.
Определить и оценить необходимые действия и вопросы для всех министерств, Государственной канцелярии и Высшего координационного центра в отношении внедрения комплексной системы национальной обороны в областях их ответственности, принимая во внимание предложения, включенные в информационный отчет, и вовлечение самого широкого круга общества в публичные дискуссии или другие формы сотрудничества; направить соответствующую информацию в Министерство обороны до 1 сентября 2019 года.
Документ за подписью Раймонда Бергманиса можно увидеть на сайте Кабмина уже не в статусе проекта. Это руководство к действию. Так постановило правительство Кучинскиса.
Оценка
Когда новый министр обороны Артис Пабрикс рассуждает о «системе всеобщей обороны», он основывается именно на этом документе своего предшественника. А значит, согласен и с подготовкой народа и страны к оккупации.
Я тоже в точности исполню постановление правительства и начну публичную дискуссию на эту тему.
И начну ее с вопросов.
Психологическая готовность сопротивляться оккупационной власти что это?
Мне она видится очень по-разному. Возможен вариант всеобщего диссидентства и гражданского противодействия оккупантам.
Так и вижу: Янис Урбанович прячет от чечено-путинских эфсбэшников в сарае под Резекне исхудавшего Райвиса Дзинтарса. Ушедший в подполье Иесалниекс стал баристой и каждому оккупанту, заказавшему кофе «руссиано», тайно плюет в чашку. Юта Стрике под личиной Анны Потаповой по ночам расклеивает листовки призывающие «Латыш, не сдавайся!». Раймонд Вейонис уехал в Псков и разлагает тамошних десантников шмаковкой.
А возможен вариант партизанский, на который наталкивает фраза «цепь сопротивления».
Тогда Урбанович отравляет колодцы родной Латгалии, чтобы оккупанты не пили. Дзинтарса пытают, чтобы узнать все звенья «Цепи сопротивления». Иесалниекс в кафе подсыпает солдатам врага слабительное. Юта Стрике героически погибает при попытке взорвать мост с эшелоном танков. Вейониса псковские десантники с похмелья забили ногами.
И опять я не буду угадывать, к какому сопротивлению готовят правительство и Минобороны. А что вы будете делать как «звено сопротивления», спросите у самих себя.
Я только скажу, что на мой взгляд, сама концепция «всеобщей обороны» в которой, по словам Пабрикса «жители еще со школьной скамьи до пенсионного возраста знают, как действовать в кризисных ситуациях» – это нагнетание военной истерии. А психологическая подготовка к возможной оккупации – это уже нагнетание самого нагнетания ради милитаризации уже не страны, а народа.
Так поступает путинская, реваншистская Россия. И я убежден, что нам не нужно ни уподобляться ей, ни становиться ею. Не надо оккупировать Латвию идеями и методами потенциальных оккупантов.
Алекс АЛЕХИН, zga.lv