50 лет назад комедия заняла в прокате первое место: ее посмотрели 65 млн зрителей. Говорят, спекулянты с раннего утра скупали в кинотеатрах билеты. В кассе они стоили 20 копеек, а у перекупщиков — 3 рубля. Фразы из фильма моментально ушли в народ. Однако успеха картины Павел Шпрингфельд не застал: он покинул этот мир за два месяца до премьеры «Джентльменов...».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Интересно, что «тюремное» (точнее, лагерное) прошлое было и у самого актера. Он, конечно, никого не грабил, не убивал. Но почему-то всем наверху сидящим не давала покоя его фамилия. Ну что за Шпрингфельд такой в Советском Союзе? Как это вообще возможно?
Мама Павла Евдокия была неграмотной русской крестьянкой. Отец Александр, из обрусевших немцев, работал часовым мастером. Он умер, когда сыну было 7 лет. Матери пришлось батрачить в поле, трудиться прачкой. И, несмотря на бедность, делать все, чтобы мальчик получил образование.
После восьмилетки Павел устроился смазчиком на землечерпалке, потом работал на маслозаводе. И, как ни странно, именно там приобщился к… театру. Занятий в драмкружке хватило, чтобы он всерьез увлекся сценой и даже поступил в Московский театральный институт. В 1933-м Шпрингфельда пригласили в московский ТРАМ. В тот же год умерла его мама, так и не увидев больших успехов сына в творчестве. К счастью, не пришлось ей узнать и беды, в одночасье свалившейся на Павла.
Правда, до этого было еще далеко.
Мог сделать блестящую карьеру
После ТРАМа Шпрингфельд служил в Театре им. Моссовета, в 1940-м стал сотрудником киностудии «Союздетфильм», а когда началась война, был эвакуирован на Центральную объединенную киностудию, нашедшую временное пристанище в Алма-Ате. Вернувшись в Москву в 1945-м, Павел вошел в штат Театра-студии киноактера. В Алма-Ате он изрядно пополнил фильмографию. А в 1945-м на экраны вышел фильм «Сердца четырех» с Валентиной Серовой, Людмилой Целиковской, Евгением Самойловым, Ростиславом Пляттом. Шпрингфельду досталась роль биолога и по совместительству возлюбленного Шуры (Л. Целиковская).
Картина была готова еще в 1941-м, но в начале войны комедию/водевиль, где один из главных героев — командир роты, посчитали неуместной и убрали подальше на полку. Только после освобождения страны от фашистов фильм решили выпустить на экраны. Он был тепло принят зрителями, с успехом прошел по кинотеатрам. За границей исполнителя роли ученого Заварцева даже называли «советским Бастером Китоном».
Для Шпрингфельда все складывалось удачно: актер стал популярным и любимым поклонниками. Никто не сомневался, что его ждет блестящая карьера. К тому же в театре он познакомился с Клавдией Хабаровой, которую полюбил и на которой хотел жениться…
Ложный донос, арест по обвинению в шпионаже и лагерь перечеркнули все планы артиста на пике карьеры и мужчины в расцвете сил.
Перед сном читал дочери сказки
Существует версия, что репрессировали его еще в годы войны. Исключительно из-за немецкого происхождения актера. Сути дела это не меняет. Приговор оказался слишком суров: 25 лет на лесоповале. Заступаться за осужденного было, мягко говоря, небезопасно. Это могли делать только очень уверенные в себе и влиятельные люди. Те, кому просто бояться нечего.
Поручиться за коллегу, ставшего другом (познакомились они задолго до войны), взялась Валентина Серова. Вместе с мужем — журналистом и поэтом Константином Симоновым (на двоих — семь Сталинских премий) — она добилась пересмотра дела Шпрингфельда. Какое-то время после освобождения актер даже жил в московской квартире супругов. Доброту их Павел будет помнить до конца дней (особенно когда сама Серова окажется не очень нужной искусству). Его реабилитировали, он смог вернуться в кино.
Поддерживала будущего мужа и Клавдия Хабарова (на 16 лет моложе). После возвращения актера из мест не столь отдаленных они поженились. Брак оказался прочным и гармоничным. В семье родилась дочь, названная Евдокией в честь матери Шпрингфельда. Но, боясь, что проблемы с немецким происхождением могут возобновиться, супруги дали девочке фамилию матери. Перед сном Павел обычно читал Дусе сказки, брал жену и дочь на съемки, тем более если была возможность побыть на море.
Сделать карьеру в театре Шпрингфельду не удалось. Но в кино он всегда был востребован, хоть и получил со временем неофициальное звание «мастера эпизода». Играл интеллигентов и аристократов, шпионов и арестантов — кажется, любой образ был ему подвластен. Главное, всегда он получался ярким, запоминающимся. Актер даже гримироваться любил сам, наблюдая в зеркале, как постепенно меняется внешность.
«Близнецы», «Гранатовый браслет», «Убийство на улице Данте», «Хозяин тайги», «Гусарская баллада», «Бег»… Всего в фильмографии Шпрингфельда 109 картин. Могло быть намного больше: актер отличался работоспособностью, кроме съемок в его графике всегда стояли концерты и встречи со зрителями…
Жизненный путь прервался внезапно. Сердечная недостаточность. До 60-летия актер с немецкой фамилией и русской душой не дожил трех месяцев…
"Аргументы и факты".