«В этой ситуации никакого нейтралитета быть не может. Если человек нейтрален, значит, он не понял суть дела. И между латвийскими русскими есть часть, которая явно проукраинская и есть еще те, кто еще не поняли, что происходит и постепенно движутся в этом направлении, в нужном направлении. Одна часть — меньшинство — поддерживает российскую позицию. И это значит, что они находятся вне спектра демократии. Поддерживать очевидную несправедливость, означает, что ты — не демократ. Таких немного. При продолжении войны процесс объяснения среди русскоязычных жителей продолжается. Растет и процент русских, которые поддерживают Украину".
По его словам, люди, которые находятся «вне демократического сектора» могут быть внесены в список на лишение гражданства Латвии. Соответствующий законопроект сейчас рассматривается в Сейме. «Конечно же, и что касается тех людей, у кого двойное гражданство, у них можно отобрать гражданство. Сейчас такой проект имеется в Сейме… Надо смотреть на тех в том числе, кто выражает такие взгляды, которые находятся вне этого демократического спектра, и это тоже ну достаточно агрессивно… Например, это касается джихадистов».
Возмущение украинцев естественно
Язык украинцев и россиян в соцсетях нельзя мерить одной линейкой. Со стороны украинцев вполне естественно и легитимно возмущение бессмысленной агрессией — эти эмоции надо проявлять. И нелегитимно "представлять идеологию российского империализма, которая противоречит всей современной системе взглядов и тому, что такое 21-й век, в области права, политики, прав человека".
О сносе советских памятников
"В Латвии нет символов немецких оккупантов, а символы русских оккупантов сохранились. Это всегда латышей тревожило. Но до сих пор мирились с этим. Сейчас, когда Россия активно проявляет агрессивную политику, а депортация людей из Украины очень напоминает депортацию из Латвии в 1941 и 1949 годах, эти символы стали невыносимы для нашего общества, потому принято решение их ликвидировать".
Левитс привел в пример в США, где тема Гражданской войны до недавнего времени не была сильно актуальна, мирились с памятниками рабовладельцам, но в связи с некоторыми событиями, общество восстало против символов. Так что иногда памятники оживают, как зомби… И все же памятники — часть истории, поэтому их надо сохранять. "Мы хотим, чтобы он, как объект истории, остался доступным для осмотра, демонстрации того, как оккупанты пытались укрепить свою власть".
Об угрозе войны НАТО и России
"Я считаю, что война между НАТО и Россией невозможна. Россия понимает, что если она нападет — она проиграет. Никто не хочет проигрывать. Важно, чтобы Латвия, а теперь и Швеция с Финляндией, были членами НАТО. Вместе мы, как говорил президент Байден, будем защищать каждый фут".