Пандемия «испанки» в 1918 году захлестнула весь мир и унесла десятки миллионов жизней. Однако к 1920 году вызвавший эту болезнь вирус стал значительно менее опасным и в итоге «выродился» в обычный сезонный грипп.
В статье, опубликованной на портале независимого научного онлайн-журнала Undark, издаваемого под эгидой Массачусетского технологического института (США), эксперт дает прогнозы по поводу возможных трансформаций возбудителя Covid-19.
Пойдет ли по аналогичной траектории коронавирус SARS-CoV-2, вызывающий Covid-19? Станет ли он менее смертоносным? Дать определенные ответы пока невозможно — пандемия длится менее года. Однако взгляд в прошлое может дать некоторые подсказки, пишет автор.
Американский эпидемиолог и ветеринар Теобальд Смит первым выдвинул предположение о существовании «хрупкого равновесия между паразитом и хозяином». Ученый утверждал, что смертоносность патогена со временем должна снижаться, поскольку микроорганизм не «заинтересован» в убийстве своего хозяина: «захватчик» не убивает слишком быстро, поскольку, если «хозяин» не успеет никого заразить перед смертью, то и возбудитель болезни не сможет распространяться.
Самый известный пример — вирус миксомы, завезенный в Австралию в 1950 году специально, для сокращения поголовья кроликов. Этих животных завезли из Европы, и в результате бесконтрольного размножения они стали настоящим бичом сельского хозяйства страны.
В первый год вирус убил более 99,8% зараженных им кроликов. В следующем году смертность упала до 90%, а впоследствии стабилизировалась на отметке примерно 25%. Наступило «перемирие»: у кроликов выработалась генетическая сопротивляемость, вирус стал гораздо менее смертоносным. Если бы патоген убил всех кроликов, он бы погиб вместе с ними.
Но какой прогноз эти теории могут дать относительно эволюции SARS-CoV-2?
Автор предлагает сравнить новый коронавирус с его «родственником» SARS, вызвавшим эпидемию атипичной пневмонии в 2002-2003. Этот вирус распространялся на поздних этапах заражения от людей, которые были уже серьезно больны. В конечном итоге были инфицированы около 8 тысяч человек, умерли 774, и болезнь удалось одолеть с помощью строго соблюдаемой изоляции больных.
SARS-CoV-2, в отличие от «первого SARS», передается уже на ранней стадии инфекции. Даже бессимптомные вирусоносители выделяют достаточное для заражения количество вируса.
Пол Эвалд отмечает, что частицы SARS-CoV-2 сохраняются на различных поверхностях от нескольких часов до нескольких суток, что делает их примерно такими же стойкими, как вирус гриппа. Таким образом, по его мнению, и по вирулентности SARS-CoV-2, вероятно, сравнится с сезонным гриппом, для которого типичный уровень смертности составляет примерно 0,1%.
Команда биологов из Лос-Аламосской национальной лаборатории в июле опубликовала в журнале Cell статью, в которой показано, что мутировавший штамм коронавируса, идентифицированный как D614G, похоже, заменяет исходный штамм, впервые появившийся в Ухане. На основе проведенных лабораторных исследований ученые сделали вывод о том, что новый штамм более заразен, чем уханьский. «В начале марта это был совсем другой вирус», — уверена руководителя исследования Бетт Корбер.
Согласно анализу Эвалда, высокая трансмиссивность часто связана с более низкой вирулентностью. Он ожидает увидеть доказательства того, что SARS-CoV-2 развивается в этом направлении — то есть, становится более «липучим», но менее смертоносным.
Какие-то версии вируса будут продолжать циркулировать, возможно, как вирус обычной простуды. Время от времени могут случаться отдельные вспышки со смертельными исходами среди непривитых. В том или ином виде этот вирус с нами надолго, если не навсегда, заключает антрополог.