Хотя школы сейчас пусты и многие директора в отпуске, большинство из них вынуждено продолжить работу. Им приходится не только решать хозяйственные вопросы, но и думать о проблеме, которая кажется неразрешимой: как найти учителей на вакантные места.
О ситуации в руководимом ею учебном заведении рассказывает директор Саулкрастской средней школы Оксана Ванага: "Полностью отключиться не удается, да. Я и сейчас на выезде, но идут звонки, ведутся разговоры и все прочее".
Средняя школа в Саулкрасты по-прежнему ищет учителей математики, латышского и английского, а также готова принять на работу учителя, владеющего любым другим языком страны ЕС. И именно из-за отсутствия педагога по второму иностранному у школы больше всего проблем. Около 60 учащихся этим летом отказались учить русский, а это означает, что директор должна до сентября найти кого-то, кто будет им преподавать какой-то другой язык.
Вот что говорит директор: "Привлечь педагога на маленькую ставку, на несколько часов, очень-очень трудно. Ведь это планирование, это поездки в школу, это сложно. Поэтому у нас объявлена вакансия учителей немецкого и испанского примерно по такому принципу - кто придет, того и возьмем. Но реальность очень горестна. Звонят, но хотят сразу ставку побольше или полную, а мы этого обеспечить не можем".
Возможностью отказаться от русского языка досрочно этим летом воспользовались около 3000 учащихся основных школ, поэтому сейчас с такой проблемой столкнулись многие школы в Латвии. Президент Латвийской ассоциации руководителей образования Рудольф Калванс подчеркивает: можно сказать, что началась чуть ли не охота на педагогов по языкам.
Он видит ситуацию следующим образом: "Их нехватка огромна, и спрос на них велик. Сейчас учителей, например, немецкого очень-очень ищут коллеги-директора. В разных городах, в школах любого типа".
Проблема в том, что нет в наличии достаточного числа педагогов по иностранным языкам, чтобы удовлетворить потребности всех школ. Однако, по мнению Калванса, предоставленная возможность отказаться от русского языка раньше, обострившая проблему с нехваткой педагогов, ошибкой не была: "При таком коротком периоде внедрения сказать, что все школы в регионах, в городах готовы? Конечно, нет! Но, возможно, политически был необходим этот толчок, чтобы система активнее двигалась в этом направлении".
Минобрнауки в курсе возникших трудностей, в качестве решения оно предлагает сотрудничество школ. Директор департамента образования Минобрнауки Эдите Канавиня поясняет: "Конечно, число детей, которые отказываются от русского как второго иностранного, в одном учебном заведении может быть невелико, но надо искать возможность, чтобы один педагог работал с детьми в разных учебных заведениях. Это один из вариантов, как могут действовать школы в критических ситуациях, чтобы в самом деле эффективнее использовать те человеческие ресурсы, которые имеются в самоуправлении".
Полный отказ от русского языка в школах постепенно начнется с 2026/2027 учебного года, когда необходимость в новых учителях иностранных языков усугубится. Впрочем, Минобрнауки обнадеживает, что сейчас идет активная подготовка будущих учителей как в университетах, так и в сотрудничестве с Французским институтом и Институтом Гете.