Границы возможного. Что в повестке дня Европарламента?
Актуальные события комментирует депутат Европарламента Андрис АМЕРИКС (Прогрессивный альянс демократов и социалистов).
Куда побегут беженцы?
— Обсуждаете ли вы в Европарламенте тему беженцев из Афганистана? Насколько этот вопрос актуален?
— По важности он занимает второе место – после борьбы с ковидом, пандемия которого никак не может закончиться. Несколько лет назад проблема беженцев носила локальный характер, поскольку касалась только южных стран — таких как, Италия и Греция. Евросоюз был вынужден платить Турции многие миллиарды евро за то, чтобы она сдерживала поток беженцев из Африки.
Беженцы из Афганистана в равной мере будут угрожать всем странам ЕС, и это уже другая ситуация, требующая коллективного ответа. Каким он должен быть — сейчас и решается. Правда, пока эта угроза больше теоретическая, поскольку у Афганистана нет морской границы с Европейским союзом, а на самолетах эти люди вряд ли будут прилетать.
Единственное, что может нам грозить, так это поток через Россию, страны Центральной Азии, но и эти страны принимают жесткие меры по защите своих границ. Но тема в повестке дня, конечно, остается.
— Обстановка на границе с Белоруссией, похоже, стабилизировалась…
— Да, благодаря мерам, которые принял Евросоюз. Брюссель заявил, что остановит финансовую помощь Ираку, если эмигранты из этой страны продолжат штурмовать границы ЕС.
Но, как и любой кризис, этот наглядно показал слабые места в нашей обороне. Оказалось, что восточная граница, о необходимости укрепления которой говорилось столько лет, практически прозрачна. И сейчас приходится латать дыры в срочном порядке, что, конечно, возмутительно...
Для здоровья экономики
— Насколько успешно, на ваш взгляд, страны Евросоюза справляются с кризисом, вызванным пандемией?
— Ситуация сейчас намного лучше, чем была после кризиса в 2008 году. Создан большой фонд поддержки экономики, и Латвия уже получила первую часть денег из него, что, безусловно, положительно.
Но при этом нужно понимать, что в целях преодоления кризиса было напечатано огромное количество денег, не имеющих реального покрытия, и они уже начинают вливаться в экономику. Разумеется, получить эти средства можно только при определенных условиях, их нельзя тратить на зарплаты и социальные пособия, только на инфраструктуру и капвложения. Тем не менее давление избыточной денежной массы уже ощущается, и это проблема общая и для ЕС, и для США, и для России, и Китая.
Сколько бы правительство ни успокаивало нас, мы видим, что везде — и в Латвии тоже — цены не просто растут, а удваиваются: и на продукты, и на стройматериалы. Это значит, что повышение цен съест значительную часть средств, которые выделены на восстановление экономики. Естественно, это вызывает недовольство людей.
— Во многих странах происходят протесты против антиковидных ограничений. Не значит ли это, что на следующих выборах к власти могут прийти популисты?
— Пандемия стала серьезным экзаменом для правительств всех без исключения стран — участниц ЕС. Мне не приходилось слышать комплиментов в адрес какого–либо из них. Разве что Дании, которая преодолела кризис более успешно, чем другие.
Избиратели выставят свою оценку на выборах. Уже совсем скоро пройдут выборы в Германии, и их результаты, конечно, окажут серьезное влияние на весь Евросоюз. Без преувеличения скажу, что сейчас вся Европа, затаив дыхание, ждет, за кого отдадут голоса немецкие избиратели.
А в следующем году выбирать президента будет еще один еэсовский тяжеловес – Франция, и от того, кто встанет во главе этой страны, тоже многое зависит.
Уже сейчас в Польше и Венгрии есть свое, особое мнение по многим вопросам. Но эти страны получают деньги из общего бюджета, и потому, когда они переходят «красные линии», может быть задействован последний аргумент: «Почему наши налогоплательщики должны финансировать вас, «непослушных»? Если получаете деньги, то выполняйте решения!»
Но что, если «особое мнение» появится у основных доноров Евросоюза? А такое может произойти. Остается надеяться, что народ не поддастся эмоциям и сделает разумный выбор.
— А как на общем фоне смотрится правительство Латвии?
— Я считаю правительство Кариньша самым слабым в новейшей истории – равно как и нынешнюю коалицию Рижской думы. Самое тревожное, что их действия вызывают падение доверия к власти, и это проявляется в том числе и в низком охвате вакцинацией.
Но особенность латвийского протеста состоит в том, что те, кто разочаровался в происходящем, голосуют ногами – просто не приходит на выборы. А приходят 35 процентов населения, имеющие свои твердую позицию, и потому изменений не происходит.
В следующем году в Латвии состоятся выборы в Сейм, и политики уже начали борьбу за тех, кто не хочет ни в чем участвовать. Удастся ли достучаться до них – вот главный вопрос...
Дорогой «Зелёный курс»
— Еврокомиссия провозгласила «Зеленый курс» – переход на более экологичные технологии. Эту идею пришлось пока отложить из–за более актуальных событий?
— Не совсем так. Все хотят дышать свежим воздухом и пить чистую воду, так что «Зеленый курс» получил безоговорочную поддержку все депутатов. Была поставлена амбициозная цель: к 2030 году сократить выбросы углекислого газа в атмосферу на 50 процентов по сравнению с 1990 годом. Но когда эксперты провели серьезные подсчеты, то оказалось, что это будет стоить не просто дорого, а космически дорого. По последним данным, для реализации этой цели потребуется 3,7 триллиона евро. Откуда их взять? Опять печатать? Но представляете, насколько при этом взлетят цены?!
Не готов к таким резким изменениям и транспорт. Отстают технологии, которые требуют научных исследований. Эта тема не раз обсуждалась на заседании транспортного комитета, в котором я работаю. Так что срок сокращения выбросов придется перенести на 2050 год.
Вообще эта политика требует взвешенного и научного подхода, чтобы с водой не выплеснуть ребенка. Важно учитывать, поможет ли «Зеленый курс» создать новые рабочие места, какую прибавочную стоимость даст использование новых технологий.
— Представители торфодобывающей отрасли уже бьют тревогу. Она не вписывается в «Зеленый курс». Латвия снова бежит впереди паровоза?
— Добыча торфа в нашей стране стала заложницей новых веяний. Я считаю, что правительство Латвии должно более настойчиво отстаивать наши национальные интересы, разъясняя наши особенности. Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы отстоять, например, квоты на вылов рыбы в Балтийском море, но тут нужен государственный подход...
Ксения ЗАГОРОВСКАЯ
Подготовлено при поддержке Прогрессивного альянса демократов и социалистов Европарламента
О евродепутате Андрисе АМЕРИКСЕ и прямая связь с ним –https://www.socialistsanddemocrats.eu/meps/ameriks–andris