Если не будет демографического "шока", то государство сможет выполнить свои обязательства перед пенсионерами. Но риски существуют, поэтому и политикам, и обществу нужно сохранять бдительность, сказал в интервью газете "Латвияс Авизе" заместитель госсекретаря Министерства благосостояния Ингус Алликс.
При моделировании пенсионной системы берутся во внимание прогнозы "Eurostat" о демографической ситуации. "У нас в Латвии демографические прогнозы до сих пор не очень удавались, так как при первоначальном моделировании системы не прогнозировалось столь большого количества уехавших", - признал Алликс.
В чем же риск? В том, что если, по словам представителя Минблага, число плательщиков социальных взносов сократится еще на 200 000 человек, могут возникнуть проблемы... Однако демографические прогнозы не предсказывают столь мрачной картины, успокаивает он.
По данным Центрального статистического управления, в 2010 году на каждого пенсионера в Латвии приходилось 3,1 работоспособных человека, в настоящее время - 2,7, а к 2030 году, по прогнозам "Eurostat", этот показатель составит 2,4 работоспособных человека на одного пенсионера. Прогноз составлен с учетом повышения пенсионного возраста до 65 лет.
В контексте пенсионной системы используется предполагаемая продолжительность жизни после 62 лет, и сейчас время, которое люди проводят на пенсии, в среднем достигает 19 лет.
Представитель Минблага отметил, что большинство европейских стран прилагают большие усилия для того, чтобы сделать свою пенсионную систему более устойчивой, и для этих целей, как правило, используются два инструмента - повышение пенсионного возраста и привлечение людей трудоспособного возраста в свою страну.
Второй путь нам явно не грозит, судя по воплям, которые издают "националы" при каждом намеке на открытие границ для мигрантов, в том числе трудовых. Им даже богатые инвесторы не милы, если они из "неправильных стран" типа России или Китая.
Между тем, по сведениям людей, профессионально занимающихся демографией, катастрофа уже близка.
«В 2010—2011 гг. ежегодно уезжали по 30−40 тысяч населения. Мы надеялись, что в прошлом году отток уменьшится. Но, к сожалению, 2015 год показал, что количество эмигрантов не сократилось, а возросло. В основном, из Латвии уезжают не из Риги, а из Латгалии и других отдаленных регионов», — заявил на прошлой неделе демограф Илмар Межс.
"Либо пенсия будет или в несколько раз ниже, либо в Латвию хлынут мигранты. Откуда они приедут — будущее покажет», — таков его прогноз на перспективу.