По словам Межса, Латвия в течение последних десяти лет переживала резкое снижение количества жителей, в основном за счет большой эмиграции. Однако в прошлом году процессы отъезда латвийцев за границу остановились, и миграционное сальдо за 2018 год будет близким к нулю (количество выехавших из Латвии и приехавших в страну примерно одинаково).
При этом Межс считает крайне негативной тенденцией усиление естественного демографического дисбаланса, когда число рожденных детей намного меньше количества умерших в стране. «Как говорится, будущее создается сегодня, и я бы сказал, что будущее создавалось для нас далеко вчера, - говорит он. - К сожалению, демографической политике в последние 20-25 лет у нас уделялось мало внимания, результат этого мы видим сейчас в цифрах статистики.
Можно написать какой угодно красивый закон, и ждать годами, когда же он начнет работать. Например, коэффициент фертильности в Латвии был 1,7, и он начал расти. В планах - достичь его 1,9. Но само ведь по себе ничего не происходит, и рост этого коэффициента - это результат огромной работы и политической борьбы. Но чего ждать сейчас, от нового правительства?»
Межс рассказывает, что в политических кулуарах ему приходится слышать мнение о том, что поддержка семей в Латвии - это слишком большая роскошь, на которую не стоит тратить деньги бюджета. Что, мол, прежде чем рожать много детей, семья нужно думать о том, как они будут их содержать без помощи государства.
«Если кому-то кажется, что вполне достаточно того, что у нас в Латвии растет ВВП и повышаются зарплаты, что у нас полно рабочих мест, то все образуется само собой. Нет же, это наивная иллюзия. В мире много стран, где все в порядке с экономикой, но детей много не рождается».
Межс приводит пример Испании, где ВВП за последние 20 лет удвоился, однако естественный прирост остается отрицательным. «Рост экономики и ВВП только тогда будет отражаться в демографии, когда значительная часть этих денег будет вкладываться в семейную политику. Эта политика не должна допускать того, что семьи с детьми по доходам на члена семьи приближаются к риску бедности. Только тогда мы сможем рассчитывать, что коэффициент рождаемости у нас будет расти», - считает он.
Кроме того, Межс указал на демографическую яму 90-х годов, которая сегодня привела к нехватке новых рабочих рук. «Поэтому Латвии надо думать об иммиграции, пусть контролируемой, может быть даже сезонной.
Например, сейчас украинцы едут в Латвию работать через Польшу. Я не понимаю, почему нам не подумать о политике облегчения въезда для гастарбайтеров, чтобы они ехали к нам не обходными путями, а напрямую?
Для строительства Real Baltic нужно будет около 10 тысяч строителей. Понятно, что столько »лишних рук« в Латвии нет. Почему бы нам не »занять« нужных строителей из Беларуси или Украины? Нам все же придется принимать эти решения, потому то надеяться на то, что к нам вернутся 300 тысяч уехавших за границу жителей Латвии - это наивно».
Ольга Князева.