Скорее всего, койволки впервые возникли в конце XIX века на юге канадского штата Онтарио, когда вырубка деревьев и охота настолько сократили количество пригодных для размножения особей, что вымирающие волки начали спариваться с собаками и койотами.
Обычно межвидовое скрещивание дает слабое потомство, однако в данном случае смесь ДНК создала особей, которые весят вдвое больше обычных койотов. Койволки более быстрые и мускулистые, их челюсти значительно крупнее. Отдельные особи могут завалить оленя, а небольшая стая — даже лося.
Генетик Хавьер Монсон (Javier Monzón) из Университета Стони-Брук (Нью-Йорк), изучив ДНК 437 особей, нашел у них 25 процентов генов волка (в среднем) и 10 процентов — собак, главным образом крупных пород (немецких овчарок и доберманов-пинчеров).
Даже вой у новых животных гибридный: они начинают издавать звуки на низких частотах, как волки, а потом переходят на характерное для койотов тявканье.
Койоты не любят охотиться в лесной местности, а волки — выходить на открытые пространства, тогда как гибриды одинаково хорошо себя чувствуют в обоих ландшафтах. Скрещивание видов создало хищника, заселившего «пустующие» леса востока США (волков там истребили еще в XIX веке). Сейчас койволки расширяют свой ареал на юго-восток. Численность их популяции выросла до нескольких миллионов за последние сто лет.
Кроме того, койволки утвердились и в крупных городах — Бостоне, Вашингтоне, Нью-Йорке. По всей видимости, гены собак подавили присущую волкам неприязнь к человеку, а всеядность животных помогла приспособиться к городской жизни. В мегаполисах койволки едят тыквы, дыни, выброшенную еду, охотятся на белок и грызунов в парках, а также на кошек. Наконец, животные научились передвигаться по железнодорожным путям, освоили ночной образ жизни (более безопасный в городе) и умеют смотреть в обе стороны, переходя дорогу.
Джонатан Уэй (Jonathan Way) из Университета Кларка (штат Массачусетс), ведущий специалист по этим животным, убежден, что койволков уже можно называть отдельным видом (по морфологическим и генетическим критериям). Главным аргументом против такой позиции остается то, что койволки продолжают спариваться с волками и собаками.