Смуглый мальчик с веселыми глазами сидит на лошадке-качалке. Такая была у каждого уже в течение многих поколений. А вот он рядом с мамой, уже в пионерской форме, отдает салют. Наверное, фото сделано в пионерском лагере, и мама – молодая, длинноногая, в модном тогда платье-сафари...
Сейчас не узнать эту веселую прежде женщину. Куда пропал прежний оптимизм? У женщины осталась одна забота: как выжить? Последние месяцы она в буквальном смысле стреляет у знакомых и друзей по пятерке, чтобы поесть, доехать до работы.
Рискованный шаг
Два года назад Лидия Сергеевна взяла в банке потребительский кредит на 12 тысяч евро. Сын, державший на местном рынке ларек с ширпотребом, хотел расширить дело и открыть еще пару-тройку киосков. Его доходы на бумаге были значительно выше, так как он был вполне официально устроен в одном вполне успешном акционерном обществе, поэтому с его поручительством женщине дали такую крупную сумму.
Кредит с процентами в размере 420 евро Лидия Сергеевна выплачивала сама. Это было не так сложно, пока она работала: на пищевом предприятии и еще у знакомых нянечкой по выходным. Получалось более 700 евро, и ей, не привыкшей к роскоши и транжирству, вполне хватало того, что оставалось. Как-то по умолчанию получилось, что сын подключится к выплатам, когда начнут работать новые ларьки.
- Я работы не боюсь, - рассказывает читательница. – На этом заводе я работала до его приватизации, то есть уже больше 20 лет. Конечно, там все по-новому, но мне нравится. И бывшая однокурсница устроила в семью своего сына – присмотреть за дочкой в выходные дни, когда родители хотели куда-нибудь уехать отдохнуть...
Но неожиданно семья, где она подрабатывала няней, уехала в Германию на ПМЖ. Осталась работа. Но там тоже пошли перемены. Завод продали, и новый владелец решил все модернизировать, а это стоило денег. Поэтому сократили часть работников, а другой части урезали зарплату, в том числе и Лидии Сергеевне.
Ее доходы снизились и ненамного превышали размер кредитного взноса. Еле хватало, чтобы уплатить за квартиру, которую, кстати, она в свое время приватизировала на сына, а рацион ужался до хлеба с чаем и по выходным – вареного яйца и бульона из кубика.
Потом Лидия заболела: видно, от переживаний снизился иммунитет. Пришлось потратиться на лекарства. Потом работодатель опять что-то урезал, и Лидия Сергеевна по совету своей коллеги, которая была докой в плане кредитов, отправилась в банк, чтобы просить помилования. Теперь с ее счета снимали только проценты и часть задолженности.
- Так я поняла, что такое долговая яма. Стоит только два-три раза не уплатить полную сумму, как попадаешь в ловушку, - рассказала Лидия Сергеевна. – И я не видела перспектив, как я выкручусь из этой ситуации...
Любовь без границ
А что же сын, спросит читатель, неужели он ни разу не поинтересовался, каково матери решать его финансовые вопросы? Да и мать почему не обратилась ко вполне благополучному сыну? Здесь надо вернуться лет на 30 назад.
Лидия рано вышла замуж за выходца из солнечной южной республики, с которым познакомилась во время его службы в армии в Риге. Они ездили в Юрмалу, он приходил обедать к ним домой, а перед окончанием срока службы они подали заявление в загс.
Через какое-то время родился Русланчик, а муж как-то летом отправился в отпуск на родину и не вернулся. Развод оформили заочно. Бабушка и дедушка, а также одинокая мама сдували пылинки с мальчика. Он рос настоящим царьком в семье.
И выросло, как говорится, то, что выросло. Бабушка до самой своей смерти стирала мальчику носки, вставала утром и варила геркулесовую кашку, подкидывала денежку на карманные расходы из своей пенсии. Дед и на пенсии работал и дарил внуку престижные по тем временам подарки - видеодвойку, фирменную одежду: мужчина должен быть во всем хорош.
- Всю жизнь он если и помогал нам, то за деньги или за подарки. У него даже такса была: вынести мусор – 1 лат, сходить в магазин – 2 лата. Родители мои только смеялись: дескать, молодец, не пропадет, сумеет заработать копеечку, - рассказывала читательница.
Руслан окончил школу и, хотя капиталистом не стал, окончил индустриальный колледж и вполне благополучно устроился на один из заводов, а потом и в крепкую полугосударственную компанию. Он шел по жизни, твердо уверенный, что жить надо для себя.
Обида
Сын опять уехал по делам, а в свои приезды жил отдельно, у какой-то девушки. Тут за Лидией Сергеевной начал ухаживать сослуживец. Давно разведенный, положительный, старой закалки, он нравился женщине. Но тут откуда ни возьмись появился сын и устроил скандал: дескать, мужики, как бабочки, летят на квартиру.
- Ты им хоть говори, что квартира не твоя, - сказал обидно сын и опять исчез.
А тут пошли денежные проблемы. Лидия несколько раз звонила сыну, но он, как всегда, был занят. Прижатая к стенке финансовыми обязательствами, женщина решилась на отчаянный шаг. Раз квартира юридически принадлежит сыну, пусть он хотя бы за квартиру платит, и перестала платить сама – перечисляла лишь по 10 евро каждый месяц.
Горькая правда
- Когда я потеряла сына? – спрашивает сама себя Лидия Сергеевна и сама себе отвечает: - Наверное, еще в детстве, когда ему все с рук спускали и чуть не дули в попу...
Казалось бы, мать вырастила сына, все ему отдала и могла рассчитывать хотя бы на уважение, но встретила холодное равнодушие.
Однако чувства чувствами, но банку надо платить. Лидия уже думала пустить жильцов, чтобы шли какие-то деньги, но сын запретил, сказал, что в его планах – продать квартиру и купить матери маленькую «однушку». Хорошо хоть обещает купить, тогда подумала Лидия Сергеевна, уже не верившая в помощь сына.
Юрист Александр Воронов разъясняет права матери и обязательства сына как поручителя перед банком:
- Если кредитополучатель не сможет справиться с кредитом, то его обязательства переходят к гаранту, то есть к сыну. Если он сам не будет погашать взносы, то банк может выставить на аукцион его недвижимое имущество, то есть квартиру, в которой живет мать. А так как они не платят за квартиру, то домоуправление тоже может возбудить судебный иск, в результате которого квартиру продадут с аукциона...
Такая вот перспектива у любящей матери: через какое-то время оказаться на улице.
Татьяна АНДРИАНОВА