-- Среди моих учеников не только дети -- есть 26-летний парень с травмой головы и очень редким диагнозом. В результате инсульта у него отмерла часть мозга. Все специалисты от него отказывались, а я решила попробовать. Мы начали заниматься, в итоге сейчас он уже читает стихи Пушкина, разговаривает, отвечает на вопросы. Но в основном мои клиенты -- детки от трех лет и чаще те, кто не разговаривает или разговаривает с трудом.
Я всегда знала, что не хочу быть учителем в детском саду или воспитателем. Очень хотела работать с детьми, меня влекли психология и психиатрия. Но в итоге нашла программу -- специальный педагог-логопед. Прослушав только пару лекций, поняла, что это очень интересное направление и мой выбор правильный.
На первом курсе устроилась работать в школу. За время учебы только сильнее убедилась, что иду в правильном направлении. Поэтому уже к окончанию учебы я открыла свою студию. И даже сейчас, по прошествии четырех лет, могу уверенно сказать: мне моя работа не надоедает. Да, бывают дни, когда я прихожу на работу без сил, такое у всех бывает.
Бывает, что ребенок тоже не расположен к занятиям, он устал, ему нездоровится. Но я понимаю, что моя задача -- сделать все, чтобы занятие прошло эффективно и помочь ребенку улучшить его настроение. Одна игра, вторая, третья -- и мы оба заряжаемся и расстаемся в хорошем настроении.
Гаджеты -- зло
-- Почему современные дети так поздно начинают говорить? Моя личная статистика: чаще это дети, пострадавшие при родах, -- то есть пережившие родовую травму, гипоксию, преждевременно родившиеся, имеющие генетические отклонения. И как результат -- задержка речи.
Второе -- следствие питания и вредных привычек родителей. То, что мы едим, даже стараясь питаться правильно, очень влияет на наш организм. Родители не до конца осознают, как влияют на их здоровье алкоголь, курение и наркотики.
И третья причина -- это гаджеты. Американские ученые провели исследование и доказали, что каждые лишние проведенные у экрана полчаса в день увеличивают риск торможения в развитии речи. Еще одна причина -- современным детям разрешают все и понимают их даже тогда, когда ребенок лишь мычит в ответ.
Если родители делают вид, что не всегда понимают малыша, это провоцирует его на речь. Предположим, ребенок не может дотянуться до полки, чтобы достать игрушку. Если не пытаться угадать его желания, то хочешь не хочешь -- он попросит ее достать.
Современные родители стараются предвидеть любые просьбы. Если раньше дети очень хотели скорее повзрослеть, то сейчас у детей нет такой цели, нет и цели говорить. Родители и так все понимают. А дети осознают, что быть маленьким -- это привилегия: «Я маленький, мне можно то, что нельзя взрослым».
В итоге зачастую родители, сами того не подозревая, провоцируют инфантильность -- и речевую, и поведенческую.
«Посвящаю себя чужим детям!»
-- Конечно, я слежу за тем, как складывается жизнь моих воспитанников, за их достижениями. Есть детки, которые занимаются в течение долгого времени. Если у ребенка легкое нарушение речи или хромают отдельные звуки, мы их восстанавливаем, и это не занимает много времени. Бывает, что один звук можно поставить за одно-два занятия, а бывает, что проблемы есть со многими звуками и заниматься приходится год.
С детками с проблемами интеллекта приходится работать долго. Но бывает, что ребенок ходит на занятия, у него улучшается речь, а потом малыш заболевает, и все возвращается на круги своя. Важно еще, какая атмосфера в семье. Если дома все говорят неправильно и неграмотно, чего ждать от ребенка? Можно назвать много положительных случаев лечения дисграфии и дислексии.
У меня нет своего ребенка, я не замужем, поэтому могу стопроцентно посвящать себя чужим деткам. В свободное время люблю прогулки -- причем пройти так километров десять, -- занимаюсь спортом до работы или после. Меня это отвлекает. Люблю путешествовать. Раньше 15 стран в год посещала, сейчас сконцентрирована на работе и реже разъезжаю по миру. Путешествие -- это возможность обрести новые силы и энергию.
У меня есть очень тяжелые детки, с расстройствами психики. Я понимаю, что в семье случилась беда и людям нужно помочь. Но! Если деток все время жалеть, ничем особо не поможешь. Поэтому, в отличие от родителей, я их не просто жалею, а работаю с ними. В начале моей практики я детям много уступала. Но потом поняла: даже в работе с проблемными детьми должна быть дисциплина и рамки. В итоге мы успеваем и поработать, и поиграть (на самом деле игра -- это тоже занятие, просто детям я этого не говорю).
Когда ребенок должен начать говорить? Есть определенные нормы, которым должно соответствовать речевое развитие. В идеале, если ребенок до шести лет не говорит «р» и «л», но произносит остальные звуки -- это нормально. К школе он должен говорить все. Даже если меняются зубы, на речь это не влияет. Звуки «с» и «ш» устанавливаются к четырем-пяти годам.
Нужно уделять внимание мелкой моторике. У нас на пальчиках находятся нервные окончания, которые отвечают за речь, поэтому очень важно давать ребенку задания для развития мелкой моторики: девочкам нанизывать бусы или фасоль, сортировать мелкие предметы. Мальчикам нужны конструкторы с мелкими частями.
К сожалению, сейчас в поликлиниках занятия с логопедами в рамках программ реабилитации ограничиваются одной-двумя встречами, а это крайне мало. В Риге есть специализированные детские сады, где помогают деткам с логопедическими проблемами. Но туда попадают не сразу. Иногда врачи советуют подождать до трех лет, мало ли, заговорит. И чаще всего так и происходит. Но для тех, кому нужна помощь, время уходит. Проще добиться результата, если начать искоренять проблему раньше -- еще до трех лет.
«Люблю городскую суету»
-- Как логопед занимается с детьми? Во-первых, это артикуляционная гимнастика. Затем приступаем к играм и заданиям на развитие речи. Потом для малышей я делаю динамическую паузу -- тренируем мелкую и крупную моторику. Всегда даю домашнее задание и спрашиваю: «Что ты делал на уроке?» Если у ребенка дисграфия -- делаем задания на песке, на манке, пайетками выкладываем узоры. Я даю рекомендации родителям, как правильно заниматься с ребенком дома.
Я очень люблю городскую жизнь и нашу рижскую суету. В детстве меня почти на все лето отправляли в Саулкрасты, на дачу к бабушке, мне было там жутко скучно, так как детей в округе не было, и это время казалось очень невеселым. Но теперь, когда я стала взрослой и навещать бабушку на даче часто не получается, для меня это самое любимое путешествие. Невероятно спокойно чувствую себя в тех краях: на маяке, на пляже, прогуливаясь по лесу.
Обожаю Старую Ригу! Есть даже любимая лавочка возле церкви Святого Петра. Когда летними вечерами мы с мамой прогуливаемся по Старому городу, не упустим возможность сделать на ней «пит-стоп».
А еще у меня есть в Риге место, в котором можно погрустить или просто о чем-то подумать! На улице Краста есть автозаправочная станция, пройдя через нее, можно попасть на лесенку, по ней спуститься прямо на пристань, присесть на берег набережной с кружкой кофе и наслаждаться видами Риги, шумным на расстоянии городом. Очень разгружает голову. Есть у меня страсть и к мостам. Мои любимые -- это Южный и Вантовый.