О чём речь? Толко что вышла книга "Основатели и восстановители Латвийской республики", посвященная 38 членам Народного совета Латвии, провозгласившим ЛР 18 ноября 1918 года, а также 138 депутатам Верховного Совета Латвии, которые проголосовали 4 мая 1990 года за Декларацию о восстановлении независимости.
Портрет нынешнего президента Латвии Эгилса Левитса занимает главное место сверху на странице, где даны фото паспортного размера 128 этих депутатов. А специальная статья поясняет, что именно он и был автором Декларации 4 мая.
"Обратились к жившему в Германии юристу Левитсу дать предложения по концепциям документа", и "Левитс тут же взялся за работу... сделал набросок документа", - пишется в статье.
При этом Владлен Дозорцев сам принимал участие в обсуждении документов: "Я видел сделанные на коленке поправки Маврика Вульфсона и наброски Эглайса. У меня тоже были свои соображения и свои листки из блокнотов. Один из вариантов обсуждался в моем кабинете на 13-м этаже Дома печати". Описывает он и дискуссию с Иварам Годманисом по поводу формулировок декларации. "Ну и что, мы — соавторы? Да никогда в жизни! Вообще выделять кого-то в этом случае — это унижать остальных", - пишет он, добавляя, что юристам спецкомиссии НФЛ помогала группа из 12 консультантов, среди которых был Левитс. "Но с течением времени этого оказалось достаточным, чтобы в официальной биографии 6-го президента Латвии вы могли прочесть пафосную фразу: "один из авторов Декларации о восстановлении независимости", - иронизирует Дозорцев.
Отметим, что буквально на днях депутат Сейма от Цацблока Янис Добмрава порадовал нас своей версией истории 1990-х в Латвии. В ней он, хрупкий школьник конца 1990-х, боится лишний раз вечером выйти на улицы Риги, чтобы не столкнуться с "пьяными русскими солдатами".
Спаведливости ради отметим, что Домбрава то никогда и не считался у нас блестящим умом, но составители означенной книги вроде "приличные с виду люди": доктор наук Гатис Круминьш и доктор наук Янис Силиньш, а научные рецензенты — доктора наук Дайна Блейере и Валтер Щербинскис. А вот поди ж ты, не удержались.
Как говорил по этому поводу большевистский историк Михаил Покровский: "История - это политика, опрокинутая в прошлое".