С генерал–майором я был знаком лично. Бывал у него в гостях. Причем вместе с супругой Ольгой. Обычно она не любит никуда ходить по моим журналистским делам. А тут с удовольствием присоединилась. Фридрих Иосифович, увидев эффектную длинноногую блондинку, которая оказалась намного выше его ростом, был в полном восторге. И тут же попросил достать фотоаппарат. Надо сказать, что к нашему приходу он накрыл шикарнейший стол. Как известно, журналисты — народ голодный. Так что угощение пришлось весьма кстати. Были и хорошие напитки. Тоже самые отборные. А бутылку коньяка меня попросили передать редактору.
Потом Фридрих Иосифович не раз звонил в газету и неизменно интересовался: "Как там Оленька?" В прошлом году мы с ним пообщались на праздничном обеде, посвященном 9 Мая. Разумеется, эти посиделки считались генеральной репетицией предстоящей 70–й годовщины Великой Победы. Отмечу, что гвардии генерал–майор танковых войск СССР был неоднократным участником военных парадов на Красной площади в Москве. Он представлял Латвию и на масштабных парадах в ознаменование 55–й, 60–й и 65–й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Конечно, Фридрих Иосифович мечтал участвовать в параде и 9 мая этого года.
Однако судьба, к сожалению, не предоставила ему такую возможность… А когда 5 лет назад, в 2010 году, он побывал на Победе–65, то сразу позвонил с нескрываемым восторгом. У него было море впечатлений. Оставалось только включить диктофон. А потом даже отдельным тиражом вышли генеральские воспоминания о том, как он съездил в Москву. У меня до сих пор хранится эта книга. Отмечу, что Фридрих Сегаль — автор многочисленных военных мемуаров, очерков, воспоминаний и статей в периодической печати. Он член творческой организации "Родина" и Петровской академии наук и искусств.
Тогда, в 2010 году, на юбилейные торжества были приглашены президенты многих стран мира, включая Валдиса Затлерса. В Москве он вдруг не только "вспомнил" русский язык, но даже подошел к делегации военных пенсионеров Латвии, которая расположилась за одним из столиков в Георгиевском зале Кремля. Именно здесь после праздничного парада на Красной площади состоялся прием на высшем уровне. 61–й столик латвийской делегации ветеранов стоял рядом с президентским, за которым также сидели Путин и члены правительства Российской Федерации. Президентом тогда был Дмитрий Медведев.
— Именно его подпись стояла под моим персональным приглашением в Москву, — поделился со мной своими впечатлениями Фридрих Иосифович. — У столика Медведев
"Теперь дружба между Латвией и Россией будет еще крепче!" — сказал я ему. Мы тогда очень тепло отметили праздник. Валдис Затлерс пил красное вино. Наполнив бокал, он сердечно поздравил нас с Великой Победой и каждому персонально пожал руку. Мне он показался совершенно нормальным человеком, а вовсе не каким–то национал–патриот
Интересно, что генерал Сегаль в 2010 году пообщался в Москве и с тогдашним министром обороны России Анатолием Сердюковым, ныне фигурантом уголовного дела. Они обсудили состоян
Министр обороны РФ подарил генералу из Риги бронзовую копию памятника советскому солдату–освободи
Кстати, в свое время у меня вышел в газете большой материал "Мы не оккупанты!", посвященный военным пенсионерам Латвии. Конечно, было приятно было увидеть знакомое название, которое генерал Сегаль использовал для своей последней книги. Интересно, что он отправил экземпляры президенту и премьер–министру Латвии. Издание щедро проиллюстрирован
Раньше считалось за честь побывать в расположении славного воинского соединения. Сегодня уже можно открыто говорить, что в Добельской учебной дивизии служило 10 тысяч человек! Причем речь шла не только о самом Добеле, но и о других городах, ведь в нее входили три танковых полка, мотострелковый полк, ракетный дивизион, артиллерийская и зенитная части, автомобильный батальон и батальон связи, а также целый ряд других частей и подразделений. Как пишет генерал Сегаль, дивизия была в постоянной боевой готовности к защите западных рубежей Советского Союза. В течение трех суток она должна была отмобилизоваться и вступить в бой.
В ее распоряжении было свыше 800 танков, бронетранспортер
Для генерала это был еще один фронт, но только мирный. Сам он в 1941 году, будучи безусым мальчишкой, добровольцем ушел на войну. Ему не исполнилось еще и семнадцати лет. Но когда он услышал о нападении Германии, то сразу побежал в военкомат. Участвовал в боях на пяти фронтах: Закавказском, Южном, 4–м Украинском, 1–м и 2–м Прибалтийских. Освобождал и Латвию. Дважды был ранен. У него было столько орденов и медалей (всего — свыше пятидесяти), что, помню, он с трудом поднимал свой увесистый китель. Среди наград: два ордена Отечественной войны — 1–й и 2–й степени, два — Красной Звезды, орден Трудового Красного Знамени и др.
— Уже 22 июня я надел солдатскую красноармейскую форму. Горжусь, что не отсиживался в окопах, а ходил с солдатами в атаку! Причем порой по нескольку раз в день. До сих пор прекрасно помню каждую атаку. Лично уничтожил пулеметное гнездо. И таких эпизодов была масса. Конечно, было бы неправдой утверждать, что не испытывал страха. Но на фронте в первую очередь думаешь о том, как защитить свою любимую Родину! — говорил в своем интервью генерал. Жаль, что время так неумолимо. Честь и слава полководцу!