"На пленарном заседании Сейма в прошлый четверг в первом чтении приняли закон о финансировании здравоохранения, который предусматривает использовать как источник финансирования для отрасли обязательное государственное страхование здоровья. Вряд ли этот шаг политиков будет очень популярным, официально это называется обязательным страхованием, а по сути – новый налог. Но похоже, что у правящих политиков нет выбора, - пишет Марис Краутманис в "Неаткариге".
Ситуация с финансированием медицины настолько печальна, что хуже быть уже не может. Отрасль находится на краю пропасти, где возможно только ограниченное число решений – получение дополнительного финансирования обязательным при помощи страхования или полное разрушение.
Вся беда в том, что в Латвии мало денег. Мало денег на медицину. У здравоохранения мало денег потому, что в Латвии остается все меньше людей – умирают и уезжают. В здравоохранении становится все меньше медсестер, которые, получив хорошее образование за латвийские деньги, уезжают в Норвегию работать за в пять раз большую зарплату. А в латвийских больницах срочные пациенты стоят в очередях и корчатся от боли в коридорах, где нет никого, кто бы хоть воды принес.
Скоро латвийцев будет только 1,6 миллиона. Тогда какие могут быть экономика, финансы, динамика, развитие, если тенденция на спад?
Если политика правящих партий только способствует этому спаду, уменьшению, ограничению, то никакой динамики и развития не выйдет. Латвия становится все менее интересной и для местных предприимчивых людей, и для иностранцев.
Например, вопреки всем базовым принципам правового государства у нас решили собирать по 5000 евро за продление ВНЖ с тех, кто в свое время получил ВНЖ, купив недвижимость в Латвии. Так делать просто некрасиво – это неожиданное затруднение для тех, кто доверились Латвии и думали, что здесь спокойное место для их бизнеса и инвестиций.
Чтобы оттолкнуть инвесторов, Латвия еще и наложила ограничения на приобретение земли – если потенциальный покупатель не знает госязык на очень высоком уровне, на котором не каждый латвиец выдержит проверку. Почему мы считаем, что тут может быть какое-то развитие, если делается все, чтобы показать потенциальным инвесторам, что в Латвии им не рады? Не какие-то мистические «олигархи» в переговорах в гостинице семь лет назад, а нынешняя близорукая политика разрушает страну, делает ее неконкурентоспособной.
Если в государстве нет денег, то денег нет, если государство отказывается от денег, то денег не будет. Если государственная политика нездорова, как смердящая гноем больничная палата, то и здравоохранению ждать нечего".